04 декабря 2020 04:05

фото: ФГП ВО ЖДТ

Надёжный заслон огню

Ежедневно на МЖД на боевое дежурство заступают около 200 пожарных

На полигоне МЖД в сентябре завершился пожароопасный период. Его итоги подвели в Московском филиале ФГП ВО ЖДТ России, в состав которого входят пожарные поезда, несущие службу на столичной магистрали.
Олег Плетнёв, главный пожарный инспектор на МЖД
– Олег Владимирович, каким стал этот период для пожарных подразделений столичного полигона?
– Сезон, который в этом году начался во второй половине мая, был обычным. Об этом свидетельствуют и цифры. Наши поезда 17 раз выезжали на пожары. В том числе 6 раз на тушение торфяников, сухой травы и лесных массивов, находящихся вне полосы отвода Московской железной дороги. Но эти возгорания угрожали распространиться на железнодорожную инфраструктуру. Площадь потушенных пожаров превысила 400 тыс. кв. м. Это соответствует среднестатистическим показателям. Для сравнения: в экстремальном для столичного региона 2010 году наши пожарные поезда совершили 104 выезда.

– Можно сказать, что минувшим летом погода была на стороне огнеборцев?
– Было бы неправильным объяснять положение дел только погодой. В начале весны главный инженер МЖД Дмитрий Шустов провёл заседание дорожной пожарно-технической комиссии, после чего руководству всех служб и дирекций, осуществляющих свою деятельность на столичной магистрали, были разосланы рекомендации, на что обращать внимание в первую очередь. Акцентировали внимание на уборке из полосы отвода сухой растительности и порубочных материалов, опашке, созданию минерализованных полос. С мая до конца сентября пожарные инспекторы строго контролировали состояние полосы отвода.
Другое направление – противопожарная безопасность зданий и сооружений. За этим наши специалисты следили также придирчиво. Перед началом сезона было проверено техническое состояние пожарных поездов, экипажи которых сдали экзамены на умение действовать в условиях повышенной сложности. Именно поэтому, когда ЧП всё же случались, личный состав действовал чётко и слаженно.

– Какие эпизоды сезона-2019 запомнились больше всего?
– Самый сильный пожар случился в июне на станции Свеженькая, что на границе Рязанской области и Республики Мордовия. На борьбу с огненной стихией были брошены значительные силы МЧС. Власти привлекли к тушению и пожарный поезд станции Сасово. Первоначально его боевой расчёт заправлял водой пожарную технику МЧС. Когда же вал огня подошёл к железной дороге, наши специалисты приступили к его подавлению. Борьба со стихией продолжалась 3 дня. Совместными усилиями подразделений МЧС и пожарного поезда удалось избежать повреждения объектов железнодорожной инфраструктуры и сбоев в движении поездов.
Серьёзное возгорание произошло 11 июля на территории ТЭЦ «Северная» в подмосковных Мытищах. Пожар начался с газопровода, по которому на теплоэлектроцентраль поступал природный газ. Вскоре огонь перекинулся на станцию высокого давления и на территорию расположенного там предприятия. В ликвидации пламени принял участие пожарный поезд со станции Лосиноостровская. Чтобы локализовать, а затем и ликвидировать очаг возгорания, потребовался весь запас воды в цистернах поезда, а это 180 тонн.

– Какие пожары представляют особую опасность?
– Больше всего проблем возникает при тушении торфа в болотистых местах. В этом случае пламени не видно. Зато существует опасность провалиться под землю, попасть в огонь. Сложно бороться с огнём в хвойных лесах. Так называемый верховик с большой скоростью распространяется по верхушкам сосен. Пожарные сначала должны локализовать очаг, поставив водяные завесы, а затем подавить его. Чтобы не попасть под шквал огня, нужно помнить и о направлении ветра.

– Ежедневно на боевое дежурство на полигоне МЖД заступают около 200 пожарных. Достаточно ли техники в распоряжении бойцов специализированных железнодорожных подразделений, как обновляется материальная база?
– В состав Московского филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» входят 27 пожарных поездов. Новый подвижной состав дислоцируется на станциях Перово, Люблино, Лосиноостровская, Смоленск, Москва-Киевская, Москва-Смоленская, Тула, Орехово-Зуево, Александров, Курск, Брянск. Ко Дню железнодорожника на станциях Воскресенск и Бекасово в боевой расчёт введены два пожарных поезда нового поколения, вагоны которых изготовлены из современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.
Современные пожарные поезда оснащены энергоустановкой мощностью 16 кВт, установленной в подвагонном пространстве. Двигатель запускается при помощи электроники, которая отслеживает его работу и позволяет обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии при движении поезда. Имеется кухня, душевая, спальные места для отдыха работников дежурного караула, состоящего из 6 человек.
В вагоне – насосной станции оборудовано отдельное помещение для хранения и обслуживания средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарного. В боевом расчёте имеется 5 аппаратов СИЗОД на сжатом воздухе ПТС «Профи».
Вагон – насосная станция оборудован специальными лестницами – трапами для спуска и подъёма людей. В моторном отделении установлены две катушки для хранения, развёртывания и сбора пожарных рукавов после завершения работы. Два тельфера позволяют поднимать и опускать пожарно-техническое оборудование. На крыше вагона – насосной станции установлены прожекторы, управляемые с помощью джойстика из караульного помещения. Для освещения места тушения и ликвидации чрезвычайной ситуации оборудована аварийная осветительная установка «Световая башня». Усовершенствованы стационарные пожарные установки СПУ-40/100, предназначенные для подачи воды и пены к месту пожара, увеличена их мощность.
Бойцы вооружены модернизированными лафетными стволами Combitor и установками комбинированного тушения пожаров «Пурга-5» и «Пурга 10.20.30.». Добавлю, что пожарные поезда нового поколения эффективны и при ликвидации техногенных ЧС на железной дороге, например, при течи из аварийных цистерн.

– Что делается для улучшения условий несения службы дежурными караулами?
– В ОАО «РЖД» реализуется инвестиционная программа по строительству зданий модульного типа, в которых располагаются санитарно-бытовые помещения, учебные классы, кабинет начальника поезда, комнаты для отдыха и инструктажа. В настоящее время на полигоне столичной магистрали такие здания построены на станциях Орехово-Зуево, Москва-Киевская, Брянск, Калуга и Ожерелье. Очередной модуль возводится в Бекасово. К 2025 году предусмотрено ввести в эксплуатацию ещё 9 таких модульных помещений.

Беседовал
Андрей Городнов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31