07 апреля 2020 00:37

Дело крепнет с годами

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) прекратила возбуждённое в октябре 2018 года дело в отношении АО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ) по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В ходе расследования установлено, что средневзвешенная цена железнодорожных колёс за период с 2017 по 2018 год выросла на 80%, но этот рост не связан с доминирующим положением ВМЗ. Правда, рост цен на продукцию в 2019 году стал поводом для возбуждения нового аналогичного дела.
ФАС России провела анализ причин повышения стоимости колёс, а также вклада ВМЗ (Нижегородская область, входит в состав Объединённой металлургической компании, АО «ОМК») в рост цен на колёса. Установлено, что со второй половины 2017 года, а также на протяжении всего 2018-го происходило существенное увеличение спроса на продукцию со стороны потребителей, что является объективной и экономически обоснованной причиной роста цен на железнодорожные колёса.

Как отмечается в пресс-релизе ФАС России, увеличение спроса на железнодорожные колёса и, как следствие, повышение цен на товар связано с рядом внешних факторов, не зависящих от действий ВМЗ на товарном рынке.
«18 июля ФАС прекратила дело в отношении АО «ВМЗ», возбуждённое в октябре 2018 года, – рассказал «Гудку» директор ОМК по взаимодействию с госструктурами Андрей Шиханович. – В ходе расследования исследован целый ряд системообразующих факторов, оказывающих влияние на состояние рынка колёс и поведение участников на нём в разные периоды. Кроме того, ФАС учитывала ситуацию, складывающуюся на смежных рынках. В результате ведомство подтвердило, что в исследованном периоде в действиях ВМЗ отсутствуют нарушения в ценообразовании на колёса цельнокатаные в виде установления монопольно высокой цены».

Внешними факторами, влияющими на цены, называются рост спроса на грузоперевозки (в том числе за счёт увеличения экспортных поставок) и сокращение предложения подержанных колёс, которое ранее образовалось в результате государственной программы по ускорению списания старых вагонов в предыдущие периоды. Также в результате массового списания вагонов возрос спрос на новые вагоны, что увеличило спрос на колёса.

«Указанные факторы оказали мультипликативный эффект на увеличение спроса, сокращение предложения и, как следствие, дефицит товара на рынке в Российской Федерации, что оказало влияние на рост стоимости цельнокатаных колёс», – заявила Нелли Галимханова, начальник Управления контроля промышленности ФАС России.

«С октября 2018 года ФАС России мониторит цены на цельнокатаные колёса ВМЗ и АО «Евраз НТМК». Как следует из комментариев антимонопольного ведомства, рост цен на любую продукцию доминирующего субъекта, в случае если он вызван объективными, не зависящими от занимающей монопольное положение компании факторами, не может являться монопольным ценообразованием. ФАС также ведёт мониторинг ситуации на рынке железнодорожных колёс в связи с дисбалансом спроса и предложения», – рассказал «Гудку» директор по продажам железнодорожных колёс ВМЗ Алексей Долгов.

По информации антимонопольного органа, с апреля 2019 года ВМЗ ежемесячно проводит открытые конкурентные запросы цен по продаже железнодорожных колёс, где цены победителей процедур превышают цену реализации за I квартал 2019 года в два раза. При этом, как отмечается в пресс-релизе ФАС России, существенных изменений в себестоимости не обнаружено.

В связи с этим ФАС рассмотрит действия ВМЗ на предмет нарушения антимонопольного законодательства (пункт 1 часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции») в 2019 году.

Как рассказал «Гудку» Андрей Шиханович, на сегодняшний день документы из ведомства о заведении нового дела АО «ОМК» ещё не получало.

Напомним, в первом полугодии 2019 года ВМЗ увеличил объём производства железнодорожных колёс на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го – до 486 тыс. штук. Это лучший результат за историю колёсопрокатного производства на предприятии.
«Для удовлетворения растущего спроса на наши колёса со стороны российских потребителей мы увеличили производительность прессо-прокатной линии, – прокомментировал итоги производства Алексей Долгов, – сократили длительность переналадок и снизили потери скорости, оптимизировали время на профилактику и техническое обслуживание оборудования. Рассчитываем, что реализованные проекты позволят в этом году увеличить объёмы производства железнодорожных колёс до 950 тыс. штук, и планируем увеличить объёмы производства в 2020 году до 1 млн штук».

Вадим Павлов



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30