02 апреля 2020 19:20

Надёжный, как сталь

Кузнец Шахунской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры Григорий Челюбеев удостоился за свой труд благодарности начальника Горьковской дороги и премии.
Награды кузнецу торжественно вручили в Нижнем Новгороде. Григория Челюбеева пригласили специально к началу совещания в управлении дороги.

Это был один из приятных итогов комиссионного осмотра: приехавшие в Шахунскую дистанцию руководители прошли по цеху, засмотрелись на умелую работу мастера, спросили о нём – и вскоре уже оформлялись документы на награду.

Рабочее место Григория Челюбеева в путейских мастерских в летние дни самое жаркое. Горит уголь в горне, докрасна раскаляя детали, – стоит их пошевелить, поднимаются искры.

В древности кузнецов считали почти что чародеями: превращение бесформенного металла в твёрдый долговечный предмет казалось чудом. И сейчас кузнецов обычно спрашивают: есть ли в их работе какие-то секреты? Ведь вроде всё происходит на твоих глазах – но кто из непосвящённых сможет сделать то же самое?
«Конечно, секреты я знаю. Благодаря курсам технологии обработки металла и сопромата, которые изучал в сельхозтехникуме, – улыбается Григорий Челюбеев. – По образованию я механик».

В школьные годы Григорий и не помышлял о железной дороге. Вырос он в большом старинном селе Хмелевицы, что в паре десятков километров от станции и города Шахунья. Естественно было бы искать себя в сельском хозяйстве. Поучившись в Арзамасе, Григорий вернулся в родные места, в совхоз «Родина». Работы для механика сразу в совхозе не нашлось: на первых порах предложили попробовать себя молотобойцем, кузнецом.

Судьба хозяйства сложилась не лучшим образом: накрыли пресловутые экономические преобразования, через которые в небогатых таёжных районах сумели прорваться не многие предприятия. Летом 1995 года Челюбееву предложили работу в городе, в дистанции пути. А через несколько дней тогдашнему кузнецу потребовалась помощь.

Что делает в дистанции кузнец? Инструменты монтёров – путейский ключ, лом, молоток, зубило, кувалда – при работе с рельсами, костылями довольно быстро снашиваются, тупятся. Новые будут стоить в десятки раз дороже, чем их правка в кузнице.

За смену Григорий Челюбеев ремонтирует, для примера, до двух десятков ломов и каждый день экономит дистанции тысячи рублей.

Невозможно без кузнеца и смонтировать бесстыковой путь, чем сейчас и занимаются работники дистанции на нескольких перегонах магистральной линии между Нижним Новгородом и Котельничем.

Сваривание соседних рельсов не отменяет стыковые скрепления между ними в виде постановки накладок. Но сварка обязательно оставит сбоку на рельсах небольшой шов, а значит, накладка не сможет плотно прилегать к рельсу. Место, где она будет касаться шва, надо немного выработать фрезерованием, а накладку к этой операции готовит именно кузнец. Работы тут в путейскую страду много. И Челюбеев ни разу почти за четверть века не подвёл товарищей.

А ещё кузнец на своём предприятии обязательно немного человек искусства. Крышу над крыльцом мастерских поддерживают узорно изогнутые металлические прутья. Перед зданием дистанции – красивый яркий железный штакетник. В кабинетах сотрудников – сувениры, выкованные из старых костылей. Есть даже такой маленький паровоз. Всё это Григорий Челюбеев сделал на досуге, это его подарки коллегам.

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30