27 мая 2020 15:23

Поезда для избранных

Квотирование пассажирских перевозок было введено в период военного коммунизма

Сто лет назад, 7 июня 1919 года, был издан указ Народного комиссариата путей сообщения о введении особых правил перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте. Ограничения были продиктованы политикой военного коммунизма.
Впервые темы о квотировании железнодорожных перевозок коснулся Лев Троцкий. На встрече с рабочими железнодорожных мастерских 1 мая 1918 года он пошутил: «Кто хуже трудится, тот и не будет пользоваться результатами своего труда, так сказать».

После этого в течение года было предложено несколько мер по реформе правил перевозок пассажиров и грузов. Ситуация ухудшилась после того, как на железных дорогах было введено военное положение (подробнее об этом в «Гудке» № 216 от 30.11. 2018) и основная часть вагонов была фактически изъята из постоянного сообщения и предоставлена для использования красноармейцами.

В Наркомате путей сообщения разработали три предложения по регулированию пассажирского и грузового потоков, изложенных в циркулярном письме 31 января 1919 года. Среди них были изменение тарифного расписания, предоставление льгот и, наконец, бесплатный проезд для определённых категорий граждан за счёт государства. Это было признанием того, что НКПС в условиях хозяйственной разрухи не в состоянии покрыть собственные издержки.

В качестве альтернативы был выдвинут план Совета народных комиссаров, согласно которому предполагалось использовать железные дороги только в перевозках государственной важности. К своему проекту вернулся Троцкий, но в первый раз его идея об ограничении поездок по категориям населения не прошла: его противники посчитали, что военное положение на железных дорогах и так уже достаточная мера.

Впрочем, хрупкое согласие продолжалось недолго: Народный комиссариат финансов проверил отчётность НКПС и выяснил, что большинство поездок совершалось без оплаты проезда – и это не считая государственных перевозок (к примеру, войск, строительных отрядов и различных материалов). В итоге Наркомат путей сообщения признали убыточным, и, чтобы выйти из создавшегося положения, было решено вернуться к квотированию с учётом предложения Троцкого.

На этот раз всесильный нарком удивил всех. На праздничном первомайском заседании СНК он стал настаивать на том, чтобы разделить НКПС между другими ведомствами, которые будут пользоваться им в своих интересах. Разумеется, прежде всего речь шла о перевозке войск.

Один аргумент Троцкого кажется сегодня особенно необычным (но сто лет назад он был убедителен): по его мнению, «передать НКПС рабочим, солдатам, крестьянам и сформированным из них трудовым армиям будет лучше, чем вводить квотирование, так как оно лишь вызовет недовольство населения, а с передачей путей сообщения жизненно важным наркоматам люди смирятся».

Грозным фоном для этих событий была Гражданская война, которой можно было оправдать практически любые меры, принятые для помощи фронту. В конце концов в последних числах мая 1919 года было принято решение ввести особые правила проезда по железным дорогам на всей территории Советской Республики, фактически означавшие превращение путей сообщения в режимное предприятие.

Первое квотирование было осуществлено в самом начале июня.

Троцкий добавил к этому проекту странную идею: сделать квоты почти для всех должностных лиц, чтобы таким образом «улучшить сбор данных о гражданах». Для получения права проезда требовалось предоставить целый ряд справок, в том числе о социальном происхождении и месте службы. Чтобы не усиливать недовольство, проезд для большинства категорий граждан, на которых распространялись новые правила, сделали бесплатным. Кто же имел право пользоваться железными дорогами?

Рабочие всех специальностей (поездка по личным целям раз в неделю, по служебным – раз в четыре дня) и крестьяне, проживавшие в городах (та же квота). Служащие республиканских наркоматов могли ездить два раза в неделю, но не по выходным, а члены их семей – и в выходные тоже. Единственным исключением, по которому можно было воспользоваться квотой на проезд в любое время, стала смерть родственника (правда, имелось странное примечание о том, что этот «случай» должен быть не чаще раза в год). Принципиально права пользоваться железными дорогами были лишены дворяне и буржуазия.

Троцкий внёс в редакцию проекта важное уточнение: эти правила должны были действовать только в течение трёх месяцев. Кроме того, он предложил и своего рода эксперимент: красноармейцам и обычным людям предстояло ехать в одном вагоне, в том числе и со скамьями и спальными местами. По мнению Троцкого, это могло послужить для установления тесной смычки между военными и гражданскими лицами, представителями разных социальных групп населения.

Новые правила коснулись и времени перевозок, и грузов. Для пассажиров, пользующихся квотой, предоставлялись преимущественно утренние и вечерние часы, в качестве багажа они могли взять с собой только «одну ёмкость». На поездах дальнего следования для пассажиров были ограничены станции посадки и высадки.

Кроме того, из поездов исчезли вагоны-рестораны и спальные вагоны. Чтобы увеличить количество мест, несколько тысяч грузовых вагонов переоборудовали под пассажирские, разумеется, без всяких удобств. В таких поездах туалеты представляли собой обыкновенные вёдра, стоявшие в первом и последнем вагонах и отделённые занавеской.

Проект Троцкого рисовал картину светлого будущего: «Люди привыкнут... За три месяца мы освоим все основные маршруты, мы выработаем магистральные пути перевозок, в которых не будет разноцветных классов, а пролетарское плечо поддержит солдатское».

Охрана поездов была поручена красноармейцам, которые также несли дежурство и на станциях. Возможно, благодаря этому резко упало количество чрезвычайных происшествий, почти исчезли бандитизм и воровство на железных дорогах. Правда, теперь пассажиры жаловались на то, что красноармейцы занимают лучшие места, а иногда отбирают вещи. Несколько таких случаев было расследовано – подозреваемых признали виновными в мародёрстве и расстреляли.

Как ни странно, претворение в жизнь нового указа проходило без особых трудностей. Разве что не удалось миновать очередей на вокзалах и станциях: множество людей хотело уехать во что бы то ни стало. Для них были введены платные билеты, которые, однако, стоили очень дорого. В результате количество пассажиров сократилось на 20%, но на столько же вырос поток грузов, в том числе и стратегически необходимых.

К сентябрю 1919 года удалось достичь главной цели: железные дороги были разгружены и стали работать практически без перебоев.

За три месяца была собрана огромная статистика, пригодившаяся уже в следующем году, когда перевозка войск перестала быть главной задачей НКПС. Сам же Наркомат путей сообщения, несмотря на определённые жертвы, сумел сохранить независимость в принятии и отстаивании решений. Опыт квотирования оказался востребован впоследствии, когда в 1950-х годах принимались льготные тарифные планы.

Владимир Максаков



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30