26 сентября 2020 20:25

Посёлок бамовского типа

Новый Ургал вместе с магистралью пережил тяжёлые времена и ждёт перемен к лучшему

Новый Ургал с населением более 6 тыс. человек – один из крупнейших населённых пунктов на восточном участке Байкало-Амурской магистрали. Расположенный между Тындой и Комсомольском-на-Амуре, этот посёлок городского типа – ровесник всесоюзной ударной стройки: в апреле 1974-го на БАМ ушёл первый эшелон со строителями, а через полгода на стройплощадке будущего посёлка был заложен первый камень.
Военным железнодорожникам, строившим БАМ, был возведён памятник
О том, что Новый Ургал – дитя бамовских строек, напоминает многое, начиная с фронтона вокзала, украшенного горельефами на тему Байкало-Амурской магистрали.

Железнодорожный узел и опорный населённый пункт здесь строили военные железнодорожники и отряды строительно-монтажного поезда «Укрстрой». О вкладе Украины в создание Нового Ургала и сегодня свидетельствуют и архитектурный декор зданий, и названия улиц – Киевская, Донецкая.
«Посёлок активно застраивался. Люди приезжали из разных уголков страны, сперва жили в общежитиях, потом получали квартиры», – вспоминает дежурная по станции Новый Ургал Татьяна Кухтина.

Она приехала на БАМ из Забайкалья в 1982 году вслед за мужем. Работала сначала оператором при дежурном по станции Ургал-1. В то время там была сосредоточена большая поездная и маневровая работа, но затем основной вагонопоток перешёл на соседнюю станцию Новый Ургал, где появлялись крупные железнодорожные предприятия. Туда, как многие коллеги, перевелась и Татьяна Иннокентьевна.

«Что вспоминается из того советского времени – всеобщий подъём. Все молодые, устремлённые к светлой мечте. Трудностей не боялись и жили очень дружно», – рассказывает Кухтина.

«Взаимовыручка, желание помогать друг другу – черты бамовского характера, – включается в разговор Владимир Афанасьев, начальник пункта технического обслуживания Новый Ургал (входит в состав эксплуатационного вагонного депо Комсомольск-на-Амуре). – Здесь же всё создавалось с нуля, на пустом месте. Мы все зависели друг от друга, так что без взаимной поддержки было никак. И многие, кто уехал с БАМа после распада Советского Союза, сохранили в себе эту особую энергетику».


В ожидании роста

Станция Новый Ургал работает преимущественно с транзитным потоком. Через неё, в частности, везут много угля в адрес морских терминалов в порту Ванино. Объём местной погрузки-выгрузки небольшой и связан главным образом с деятельностью предприятий железнодорожного узла (здесь расположены локомотивное депо, путевая машинная станция, дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения).

Грузопоток через станцию растёт – даёт свои плоды сегодняшняя модернизация БАМа. «Идёт строительство автоблокировки на участке Ургал – Постышево – Комсомольск-на-Амуре. За счёт этого поднимется пропускная способность инфраструктуры. В сторону Комсомольска сможем пропускать по графику не 17 поездов в сутки, как сейчас, а минимум 24», – говорит начальник станции Новый Ургал Артём Корявко.

На станции идёт реконструкция топливного склада у локомотивного депо: монтируются новые, большей вместимости ёмкости для нефтепродуктов. Здесь будут современные обустройства, в частности система пенного пожаротушения. Работы идут и в самом депо. С восточной стороны предприятия подготовлен фундамент под новую станцию реостатных испытаний, обновляются цеха ремонта. «Предусмотрена замена мостовых кранов, станков, которые уже отслужили своё, – рассказывает главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Евгений Юст. – Кроме того, производственный участок при сервисном локомотивном депо Амурское начинает проведение работ в объёме ТР-2, для чего также поставляется оборудование».

То, что увеличивающиеся пропускные способности Нового Ургала будут востребованы, сомнений ни у кого не вызывает. Наращивает отгрузки угля компания «Колмар» на юге Якутии. Ориентировочно со следующего года пойдут регулярные отправки с Огоджинского угольного месторождения в Амурской области. В планах – увеличение добычи на шахтах «Ургалугля», который ведёт погрузку в Чегдомыне, что примерно в 40 км от Нового Ургала.

Чтобы изыскать резервы в обработке растущего грузопотока, во второй половине года на станции планируется организовать отправку поездов не только из приёмо-отправочного парка, но и из сортировочно-отправочного. Для этого там будут заменены четыре стрелочных перевода, смонтирована установка для зарядки и опробования тормозов УЗОТ. В дальнейшем, на втором этапе программы развития Восточного полигона до 2024 года, потребуется большая модернизация станции, уточняет Артём Корявко, поскольку объёмы перевозок прогнозируются ещё выше.


Уроки демографии

Эксплуатационное локомотивное депо – крупнейшее предприятие Нового Ургала. В его штате – порядка 800 человек, 660 из них – работники локомотивных бригад. Но дефицит кадров уже заметен. Ещё серьёзнее проблема с ремонтным персоналом, поэтому сервисному локомотивному депо Амурское приходится прибегать к услугам рекрутинговой компании – привозить слесарей тягового подвижного состава из разных регионов России для работы вахтовым методом.
«Проблема копилась годами ещё с 1990-х, когда у нас начался отток населения. Продолжается он и сегодня, что связано с ухудшением социальной базы, дороговизной, – констатирует председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Новый Ургал Николай Собко. – В советское время сюда приезжали заработать, а сегодня высокие цены на товары и услуги ЖКХ фактически уравняли нас по доходам с жителями других регионов страны, где гораздо лучше климат и более развита инфраструктура. Вот многие и уезжают».

То, что люди по выслуге лет перебираются жить в более комфортные регионы, – нормальное явление. Хуже, когда молодёжь уезжает в города, не видя перспектив на малой родине. «Дети должны оставаться, иначе откуда будут пополняться кадры. Вахтовые методы кардинально не изменят ситуацию, особенно если говорить про эксплуатационников», – считает Владимир Афанасьев.

Кстати, в перспективе Новый Ургал должен был стать городом. «Наверное, реализовалась лишь четверть от генерального плана развития посёлка. Ту же котельную строили с размахом, рассчитывая, что она будет отапливать большой населённый пункт, – говорит начальник ПТО. – В итоге населения в посёлке не много, а средства на содержание котельной с мощными котлами закладываются в тариф, и всё это влетает в копеечку».

Ещё один негативный фактор – отсутствие автодорог. Железная дорога – по сути, безальтернативный вид сообщения с центральными районами Хабаровского края. В регионе за счёт краевого бюджета строят автотрассу Чегдомын – Березовый – Комсомольск-на-Амуре, но сроки окончания работ зависят от выделения средств, которых не хватает. По данным региональных властей, при финансировании проекта в полном объёме сдать трассу в эксплуатацию реально через три года.
«Все в Ургале ждут эту дорогу. И ожидания связаны не только с возможностью выезжать за пределы своего района, но и с тем, что товары первой необходимости подешевеют. Изменится логистика – улучшится снабжение, вырастет конкуренция», – объясняет Артём Корявко.

Повышение уровня жизни населения – задача государственная. Со своей стороны, ОАО «РЖД» подготовило комплексную программу по поддержке работников Байкало-Амурской магистрали.
«Компания сделала большое дело: принят план по привлечению и сохранению персонала на предприятиях БАМа до 2025 года. Один из важных пунктов – компенсация работникам и их несовершеннолетним детям расходов на авиаперелёт к местам отдыха с 2019 года. Кроме того, в январе введена ежемесячная надбавка в размере 10% должностного оклада, – говорит председатель Комсомольского филиала дорпрофжела Валерий Чупахин. – Однако эти льготы действуют в зоне от станции Лена до Комсомольска-на-Амуре, и Комсомольский регион ДВЖД оказался разделён: в этот пункт не вошёл участок Комсомольск – Советская Гавань. Но ведь то обстоятельство, что эта ветка была построена раньше, чем Комсомольск – Новый Ургал, не значит, что она не бамовская. К тому же кадровая проблема на линии Комсомольск – Совгавань не менее остра, чем на других направлениях БАМа».

Программа по закреплению персонала предусматривает различные меры поддержки. Так, ряд её пунктов касается привлечения работников здравоохранения и развития медицинского обеспечения. На улучшение качества медобслуживания жители Нового Ургала возлагают особые надежды: в посёлке есть железнодорожная больница, но её материальная база пока оставляет желать лучшего.


Не хлебом единым

Позитивные перемены уже видны в местном Доме культуры железнодорожников – любимом месте досуга новоургальцев. Это необычное здание построено по оригинальному проекту ленинградского архитектора, а сам ДК универсален: здесь занимаются спортом, танцами и музыкой, декоративно-прикладным искусством. Есть даже свой театр, в котором железнодорожники ставят классику, причём постановки идут не только на сцене Дома культуры, но и на подмостках в других бамовских посёлках, куда новоургальские самодеятельные артисты выезжают с гастролями.

К 45-летию Байкало-Амурской магистрали в ДК намечены перемены. В частности, будет отремонтирован главный спортзал, без которого не обходится ни одна спартакиада среди железнодорожных предприятий узла. Конечно, кроме взрослых здесь занимаются и дети. Так, корреспондент «Гудка» попал в ДК во время футбольного матча юных бамовцев и, пока у ворот шла нешуточная борьба, побеседовал с тренером Светланой Горчаковой.
«Я здесь работаю с 1995 года. Был период застоя, но в последние пять лет интерес к спорту резко пошёл вверх. Это видно по занятиям в нашем спортзале – достаточно плотный график с утра и до позднего вечера», – говорит Светлана. Приятно, продолжает она, что у поколений наблюдается преемственность в увлечении спортом: сегодня тренирует детей своих бывших воспитанников.

В ДК расширяют и возможности семейного досуга. В числе ближайших планов – устроить детский игровой комплекс. «Мама может привести малыша, оставить здесь, а сама, к примеру, пойдёт заниматься фитнесом в тренажёрном зале», – рассказывает директор Дома культуры Светлана Хитушко.

Появится и класс робототехники для школьников. Ещё одно долгожданное событие – открытие нынешним летом кинотеатра, благодаря чему жителям Нового Ургала не придётся ездить на просмотр фильма на большом экране в соседний посёлок Чегдомын. В ДК для этого подготовлен зрительный зал на 450 мест, сейчас ждут оборудование.

Развитие социальных объектов в конечном итоге играет на общую задачу по закреплению персонала. В последние годы, по словам директора ДКЖ, в Новом Ургале растёт рождаемость. «К примеру, не всех желающих можем принять в вокальные коллективы. Думаю, когда будет больше социальной защищённости работников, будет развиваться досуговая база, на БАМе будет оставаться больше молодёжи», – уверена Светлана Хитушко.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Новый Ургал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30