25 сентября 2020 14:25

Выкуп по короткому пути

Правительство Литвы упростило процесс изъятия земель для железной дороги Rail Baltica

Сейм Литвы одобрил законопроект об изменении процедуры изъятия земли для нужд магистрали Rail Baltica с колеёй 1435 мм. Теперь Министерство транспорта Литвы и «Литовские железные дороги» (ЛЖД) смогут самостоятельно принимать решение по части участков, а фермеры больше не смогут затянуть процесс.
Законопроект предполагает, что часть процедур приобретения земли для нужд Rail Baltica будет профинансирована и проведена уполномоченными органами – Министерством транспорта Литвы и ЛЖД. Сейчас этот процесс полностью курируют Национальная земельная служба Литвы и её подразделения в округах.

Заместитель председателя комитета по делам сельских районов сейма Литвы Казис Старкявичюс считает, что такие поправки сократят время, необходимое для приобретения земли. Особенно при строительстве важного для страны маршрута из Каунаса в Таллин.
«Делегирование полномочий сделает работу всех причастных более гибкой и эффективной, – говорит парламентарий. – Если, к примеру, небольшой участок земли остаётся в частной собственности, Министерство транспорта Литвы и ЛЖД смогут самостоятельно выкупить её у владельцев по фиксированной рыночной цене».

Документ также закрепил сроки и порядок принятия решений, внесения изменений в кадастр и процесса перечисления вознаграждения для владельцев земли. Сроки сократились в два раза и более. В частности, если владелец подписывает акт об изъятии земли для общественных нужд, то орган, реализующий проект, перечисляет сумму заработной платы землевладельцу или сумму стоимости земли не позднее чем в течение 10 дней с даты подписания документа. Сейчас этот процесс длится до 30 рабочих дней.
«Если орган не выплатил сумму вознаграждения в оговорённые сроки, тогда владелец дополнительно получает выплату в размере 5% от суммы невыплаченного вознаграждения за каждый день просрочки», – говорится в законопроекте.

Кроме того, теперь затянуть процесс экспроприации участков не выйдет: если уведомление не может быть передано землевладельцу, то в течение 10 дней извещение публикуется в местной газете и в одной из республиканских ежедневных газет. В этом случае оно считается вручённым в день публикации.

Главный специалист Департамента информации и коммуникаций сейма Литвы Эгле Трямбо пояснил, что в правительстве рассчитывают, что поправки позволят сэкономить государственный бюджет. Правда, размер планируемой экономии он не назвал.

Он также добавил, что законопроект обеспечит эффективную процедуру, которая будет работать не только с проектом Rail Baltica, но и с другими проектами национального значения.

По словам менеджера проектов Департамента коммуникаций ЛЖД Домаса Юревичуса, пока оценить практическое значение случившихся изменений не получится: закон вступает в силу 1 июля 2019 года. Действительно ли упростится процедура, железнодорожное предприятие сможет понять только в процессе работы.

Член комитета по охране окружающей среды сейма Литвы Саймон Гентвил отмечает, что благодаря ускорению процедур люди станут чаще обращаться в суды для получения правильной компенсации.

Дарья Белоглазова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30