31 октября 2020 04:04

Нельзя полагаться на саморегуляцию рынка

Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ)

Специалисты Российского университета транспорта в 2014 году сформировали Концепцию мультимодальных пассажирских перевозок для Федеральной пассажирской компании, а в 2016 году – для всего пассажирского комплекса холдинга «РЖД».
– Используется ли концепция после её утверждения ОАО «РЖД» в декабре 2016 года?
– Документ принят к реализации и внедряется в соответствии с планом. Концепция определяет основные принципы, которыми нужно руководствоваться при организации мультимодальной транспортной системы.

– Кто больше всего заинтересован в развитии маршрутов с участием разных видов транспорта?
– Заинтересованы все стороны: пассажир, перевозчики и государство. Мультимодальная транспортная система нужна пассажиру. Она удобнее и комфортнее в сравнении с ситуацией, когда пассажир сам выбирает из разрозненных предложений перевозчиков. Пассажир, как известно, выбирает способ поездки по критериям: комфорт, цена, продолжительность и удобство расписания. На оптимизации этих параметров и должна быть выстроена мультимодальная система. Необходимо учитывать и экологичность перевозки – чем больше на мультимодальном маршруте используется электроподвижной состав или другой вид электротранспорта, тем меньший вред наносится окружающей среде.
Интерес и внимание ОАО «РЖД» к мультимодальности в сфере пассажирских перевозок говорит о высокой степени клиентоориентированности и приводит к росту пассажиропотока.

– Почему Концепция мультимодальных перевозок ориентирована именно на железнодорожный транспорт?
– Мы исходим из того, что железнодорожный транспорт обладает максимальной провозной способностью и охватывает основную часть маршрута, а автотранспорт выполняет подвозящую функцию «последней мили».
В большинстве случаев железнодорожный транспорт в мультимодальной перевозке является основным перевозчиком в пригородном сообщении. Рассматриваются и те случаи, когда железнодорожный транспорт выполняет подвозящую функцию, например когда он осуществляет перевозки пассажиров в аэропорты. Это не только электропоезда «Аэроэкспресс», но и согласование расписаний движения пассажирских поездов дальнего следования с расписаниями авиарейсов, что особенно важно для восточной части страны.
Также мультимодальные перевозки могут быть использованы в случае замены части низкоэффективного железнодорожного маршрута на автобусный. Одним из первых таких маршрутов был маршрут поезда АО «ФПК» Валуйки – Старый Оскол – Москва, где на участке от Старого Оскола до Валуйков железнодорожная перевозка была заменена автобусной.
Практика показала, что нельзя полностью полагаться на саморегуляцию рынка в области взаимодействия нескольких видов транспорта. Исследования, проведённые при написании концепции, показали, что не стоит рассчитывать на то, что автобусный перевозчик обязательно приспособится к расписанию движения поездов. Да, водители автобусов и маршрутных такси знают, когда прибудет электропоезд, подъезжают к вокзалу или остановочному пункту и ждут пассажиров. При этом их цель – максимально эффективно использовать находящиеся в собственности автотранспортных компаний транспортные средства. Были выявлены случаи, когда у водителей автобусов завершался рабочий день и они могли не обслуживать менее населённые электропоезда в непиковые часы суток. Автобусные компании заинтересованы максимально заполнить пассажирами свои автобусы, иногда даже выполняют рейсы с переполненным салоном, тем самым нарушая правила безопасности.
Если автобусные компании войдут в мультимодальную транспортную систему, то будут нести ответственность не только перед пассажирами, но и перед другими перевозчиками на мультимодальном маршруте.

– Кто должен контролировать автобусные перевозки на мультимодальных маршрутах?
– На наш взгляд, закон о мультимодальных перевозках должен установить ответственность каждого перевозчика в зависимости от степени его участия и роли в мультимодальной транспортной системе. Контролировать автобусные перевозки могло бы ОАО «РЖД» как основной базовый перевозчик. В 2018 году на базе университета проходили слушания по вопросу возможности организации автобусных перевозок пассажиров силами холдинга «РЖД», главным образом с участием пригородных пассажирских компаний.

– А кто станет заказчиком мультимодальных перевозок?
– В сфере пригородного сообщения для каждого региона разрабатывается и согласовывается с Министерством транспорта РФ комплексный план транспортного обслуживания населения, содержащий анализ текущей ситуации и направления перспективного развития транспорта для обслуживания прогнозируемых пассажиропотоков. По сути, мультимодальные схемы перевозок должны быть заложены в данный документ при его формировании.

– Пригородным пассажирским компаниям тоже нужно повышать доходность и быть рентабельными. Может ли организация мультимодальных маршрутов изменить экономику железнодорожных компаний, увеличить пассажиропоток и доходную часть?
– Несомненно, организация мультимодальных пассажирских перевозок позволит привлечь пассажиров на железнодорожный транспорт с личного и общественного междугородного автотранспорта комфортом поездки, удобством пересадки, безопасностью. Это подтверждает и опыт функционирования уже организованных мультимодальных маршрутов, и результаты наших научных исследований. Мультимодальная транспортная система – это проект, направленный на повышение качества транспортного обслуживания населения, развитие клиентоориентированности перевозчиков. Конечно, совокупный эффект будет достигнут в целом за счёт роста мобильности граждан, повышения транспортной доступности территорий, более эффективного использования транспортных средств и инфраструктуры различных видов транспорта.

– Как вы считаете, почему проект закона о мультимодальных перевозках пока не принят?
– Закон новый, многогранный. В проекте закона было достаточно спорных моментов. На мой взгляд, не у всех есть чёткое представление о ситуации, которая может возникнуть после принятия закона. Что касается РУТ, то университет выступал экспертом на слушаниях по проекту закона. Часть наших предложений учтена. Учёные университета считают, что принятие закона о прямых смешанных перевозках – дело ближайшего времени.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31