17 января 2021 00:09

Безопасность и своевременность

Поездные диспетчеры – главные участники и организаторы перевозочного процесса на магистрали

2018 год связан со 100-летним юбилеем появления на российских железных дорогах профессии поездной диспетчер. Недавняя публикация в «Московском железнодорожнике» о людях этой профессии вызвала интерес читателей. В связи с этим предлагаем вашему вниманию очерк о ещё одном поездном диспетчере Единого диспетчерского центра управления перевозками (ЕДЦУП) Московской дирекции управления движением.
Наталья Рындина родилась 10 августа 1977 года в подмосковном Орехово-Зуево. К железной дороге в семье имели отношение её мама Валентина Владимировна Уварова, которая 25 лет проработала на сортировочной горке железнодорожной станции Орехово-Зуево, и старшая сестра Светлана Волкова, являющаяся как раз поездным диспетчером. Так что о стальных магистралях, да и о своей будущей профессии Наталья знала, как говорится, из первых рук.

На железную дорогу она пришла в августе 2000 года сигналистом на станцию Орехово-Зуево, затем работала дежурной по станции, заочно окончила колледж железнодорожного транспорта. А после замужества и рождения дочки Варвары, которой скоро исполнится 12 лет, пришла на работу в ЕДЦУП, где и трудится по сей день.

В диспетчерском центре не слышны стук колёс, гудки поездов, лязганье автосцепок. Но достаточно бросить взгляд на один из размещённых стендов отчётности, на котором ежесуточно в графы заносятся цифры объёмов перевозок и другие показатели работы магистрали, чтобы получить чёткое представление об умелом и оперативном регулировании специалистами этого подразделения многочисленных вагонопотоков.

Когда Наталья Рындина в первый раз заступила на дежурство, многое, но, конечно, далеко не всё было понятно и знакомо. Ведь в центре работала старшая сестра, к которой она не раз и не два приходила, и младшая приглядывалась к тому, чем там занимаются диспетчеры. А с тем, что оказалось внове, её познакомил первый наставник Андрей Федашков. Он взял шефство над новенькой и передал ей свой богатый опыт.

Оперативное планирование перевозочного процесса и управление им ведётся в центре по единой, сквозной технологии. Ключевые фигуры в этом деле – диспетчеры.

Среди них – Наталья Рындина. Она вместе с партнёрами буквально передаёт из рук в руки поезда, курсирующие в разных направлениях. Если они замечают, что в этом стройном оркестре перевозочного процесса кто-то фальшивит, то незамедлительно исправляют сбой. Именно диспетчеры связывают воедино действия смежных служб.
– А для того чтобы работать слаженно, – говорит моя собеседница, – необходимо быть командой, чувствовать плечо коллеги. Среди наиболее грамотных и опытных товарищей по работе мне хотелось бы отметить прежде всего поездного диспетчера Ивана Бровкина и диспетчера по направлениям Надежду Варламову. Не помешают в нашем деле логическое мышление и математический склад ума. Важен и взаимный контроль. Мы в смене как единое целое, как оркестр, который не имеет права фальшивить. Девиз диспетчера – безопасность и своевременность.

В зоне ответственности Натальи Рындиной – Московско-Курский район управления, а если быть более точным, то родная сортировочная станция Орехово-Зуево и прилежащие к ней перегоны. Её задача – безопасно и своевременно подвести на станцию поезда, а когда они уже расформировались и вновь сформировались «дать дорогу» в нужном направлении со станции. Фактически именно диспетчеры – главные участники и организаторы перевозочного процесса на магистрали.
– Участок сложный и интересный, – продолжает она, – распределить, направить, пропустить, проконтролировать, разрулить нештатные ситуации – и всё необходимо делать очень быстро. Контроль поездной обстановки требует повышенной ответственности. Зачастую приходится решать несколько проблем одновременно.

Для того чтобы состояться в этой профессии, как считает Наталья, человек должен быть исключительно внимательным и ответственным, сосредоточенным, может быть, даже педантичным.
– Диспетчеру необходимо и знание психологии людей, – замечает Наталья Рындина. – Очень важно уметь определять состояние человека по голосу: насколько он взволнован, нервничает, взвинчен или безразличен. Надо управлять собственным голосом, чтобы, если необходимо, успокоить и ободрить находящегося на станции или на путях товарища по работе, передать ему частичку собственной уверенности в том, что он справится с задачей, что всё будет хорошо. Иногда приходится и повышать голос, чтобы «встряхнуть» или «растормозить» коллегу.

Из её слов следует, что диспетчер должен обладать поистине олимпийским спокойствием, быть способным в экстремальной ситуации организовать работу.

В детстве и юности Наталье очень нравилось решать ребусы, шарады, отгадывать загадки, впитывать всё новое. Когда стала постарше, то поняла, что самое интересное – это работа в команде.

Поэтому, придя в центр, сразу поняла, что это её, что здесь она чувствует себя, по её собственным словам, как рыба в воде.

В любви к своему делу Наталья признаётся с удовольствием. В первую очередь оттого, что эта профессия даёт простор для решения логических задач, самосовершенствования. Ну и, конечно, привлекает её в этом деле то, что приходится постоянно контактировать с большим количеством людей: дежурными по станции, станционным и маневровым диспетчерами, машинистами, дежурным по депо.

Рабочая смена диспетчеров длится 12 часов, но на службу надо обязательно приходить по крайней мере за полчаса, чтобы успеть изучить поездную обстановку, войти в курс дела. Во время смены диспетчер не только раздаёт указания, но и ведёт письменный и электронный графики исполненного движения.

Труд диспетчера, пожалуй, можно назвать действом, которое сродни театральному. Оно настолько увлекает исполнителя, настолько задействует все его чувства, нервы и мозг, что человек переходит, можно сказать, в другую реальность, где становится в какой-то мере экстрасенсом, который предвидит дальнейшее развитие событий. А если что-то всё-таки идёт не так, на помощь всегда придёт и подскажет, как принять единственно правильное решение, начальник ЕДЦУП Владимир Трифонов или начальник отдела движения центра Сергей Крохин.

Есть у Натальи Рындиной уже и свои ученики. Недавно к самостоятельной работе диспетчером приступил Евгений Зорин, над которым, несмотря на собственную молодость, шефствовала Наталья.

Естественно, что руководство не раз и не два отмечало трудовой вклад Натальи Рындиной в обеспечение безопасности движения на дороге. В её послужном списке есть и грамоты, и благодарности, и премии.

Но это – не главное, как считает она сама. Главное, чтобы работа приносила удовлетворение и радость от выполненной задачи.
– Вообще я счастливый человек, – говорит Наталья Евгеньевна, – занимаюсь любимым делом, да мне за это ещё и деньги платят. Я с радостью иду на работу и с радостью возвращаюсь домой, где меня ждут родные и близкие мне люди: муж Евгений и дочь Варвара.

Андрей Городнов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31