28 января 2021 15:31

Энергия ответственности

Этой осенью фотография машиниста электровоза второго класса эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный Эдуарда Никифорова появилась на Доске почёта Восточно-Сибирской магистрали. Этому событию можно было бы и не придавать особого значения, если не учитывать возраст машиниста: в этом году ему исполнился всего 31 год.
В прошлом году Эдуард, как он говорит, красовался на Доске почёта депо, а в 2014-м за добросовестный труд на железнодорожном транспорте его наградили почётной грамотой мэра Иркутска. Как ни крути, а некая закономерность получается, ведь с такой регулярностью посредственного работника вряд ли стали бы награждать. Следовательно, есть достижения у Эдуарда Никифорова.
«Это один из лучших машинистов депо. Он освоил многие серии электровозов, как грузовых, так и пассажирских. Эдуард постоянно работает над повышением квалификации, самостоятельно занимается изучением технической документации», – характеризует коллегу машинист-инструктор локомотивных бригад Руслан Быков.

Такое отношение к делу, по его словам, можно оценить и с помощью сухих цифр. За счёт рациональных режимов ведения пассажирских электровозов Эдуард Никифоров всегда выполняет график движения и добивается экономии электроэнергии. Так, в 2015 году он сэкономил 23 317 кВтч, в 2016-м – 14 293, за 2017-й – 13 585. Помимо этого, выполняет план по технической скорости. И всё это при том, что за время трудовой деятельности машинист не допустил ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, браков и отказов тяговой техники.
«Учитывая все эти моменты, руководство депо доверяет Эдуарду Петровичу периодически исполнять обязанности машиниста-инструктора, тем более что недавно он окончил заочно Улан-Удэнский железнодорожный колледж», – дополняет Руслан Быков.

Но этот рассказ был бы далеко не полным, если ничего не сказать о других гранях трудовой жизни Эдуарда Никифорова. Он не только хороший производственник, но и довольно активный общественник. С прошлого года он, например, является уполномоченным по охране труда, прошёл даже специальный курс занятий в Иркутском госуниверситете путей сообщения. Кроме этого, своим опытом он щедро делится с молодёжью. В частности, с 2009 по 2018 год подготовил к самостоятельной работе 12 помощников машиниста. Таким списком и более возрастные машинисты похвастать не могут. Каждый из более молодых коллег, кто прошёл школу Никифорова, уже сам успешно водит грузовые и пассажирские поезда. В их числе, например, Николай Лоскутников, с которым Эдуард Никифоров проработал более двух лет на открывшемся несколько лет назад плече Иркутск – Улан-Удэ. В числе учеников и Александр Забродский, перебравшийся на Московскую дорогу, где водит скоростные поезда «Ласточка». Притом что, что далеко не все опытные машинисты берутся за наставничество, ведь это дополнительные хлопоты и отчёты.
«Дело, скорее всего, в ответственности. Приятно, конечно, когда твой подопечный показывает хорошие результаты. Таким можно гордиться. А если нет? Значит, недоучил, проглядел что-то», – признаётся Эдуард.

Сам он повышенной ответственности не избегает, поскольку и его в своё время доводили до «кондиции» более опытные работники. Своими нынешними профессиональными достижениями Эдуард, как считает, в значительной степени обязан им. Следовательно, настало время и ему эти долги возвращать. Такие добрые учителя ему попались и когда он начинал слесарем по ремонту подвижного состава в депо, и когда наконец-то его перевели на должность помощника машиниста.
«Ранее попасть в движение было не просто.

Я сначала слесарем, что называется, своими руками перебрал почти весь электровоз, и лишь после этого меня, имеющего «корочки» помощника машиниста, приняли на эту должность, и то после десяти инструкторских поездок в качестве дублёра», – вспоминает 2007 год Эдуард Никифоров.

Он до сих пор благодарен своему первому машинисту Максиму Владимировичу Спиридонову, который сейчас трудится машинистом-инструктором. Более десятка лет прошло с того времени, а до сих пор помнятся уроки старшего товарища. Теперь уже другим коллегам Эдуард напоминает о важности самодисциплины, полноценного отдыха перед поездкой, самоподготовки, стремления повышать свой профессиональный уровень. И прежде всего потому, что всё испытано на себе, а значит, у этих слов особый вес.

Теперь Эдуард сам может поделиться многим, подсказать, например, как правильно вести поезд, чтобы сэкономить предприятию приличное количество электроэнергии на тягу поездов. Дело это, по его словам, не очень сложное. Нужно просто правильно пользоваться профилем пути, сполна использовать инерцию движения поезда на перегонах. Важно и постоянно вести дневник учёта расхода электроэнергии, чтобы иметь возможность для анализа и время для принятия мер. Ну а главное, пожалуй, в том, что в первую очередь нужно любить свою работу.

После окончания школы у Эдуарда проблемы выбора не существовало вообще. Родители были транспортными строителями, родная тётя трудилась в локомотивном депо, где он бывал в гостях неоднократно. А ещё в находящемся неподалеку ПТУ-23 с баннера смотрел жизнерадостный машинист в красивой форме на фоне локомотива. Против такой агитации Эдуард просто не мог устоять. Сейчас же он убеждён, что сделал абсолютно правильный выбор, созвучный его душе.
«Работа должна приносить удовольствие. Я, например, испытываю гордость за свою профессию, особенно когда в белоснежной рубашке иду по платформе под взглядами пассажиров к своему поезду», – признаётся Эдуард.

Соответствующую атмосферу создаёт дома и супруга Вера, которая осознаёт значимость работы мужа, особенно после того, как несколько лет назад Эдуард с грузового перешёл в пассажирское движение. Часть этой ответственности она взяла на себя, зная, насколько важно машинисту набраться сил и положительных эмоций перед поездкой.

Позитива, по словам Эдуарда, добавляют и вылазки на рыбалку, где приятным призом к хорошему настроению увесистые хариусы.

А ещё Эдуард Никифоров мечтает, что когда-нибудь у их пока маленькой семьи, в которой подрастает дочь Таисья, непременно появится свой дом с земельным участком. Идущий же, как известно, осилит дорогу.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31