28 января 2021 14:29

Система работы над ошибкам

Алексей Куренков, главный инженер Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства

В нашем конструкторском бюро создана Комплексная система учёта и анализа показателей работы локомотивных бригад в процессе их обучения и проверки знаний (КСОП), которая реализуется в дирекциях тяги и моторвагонного подвижного состава и планируется к использованию в учебных центрах профессиональных квалификаций.

Работа КСОП построена на основе данных автоматизированных систем учёта и анализа безопасности движения по расшифровке скоростемерных лент и управления тяговыми ресурсами АСУТ НБД и АСУТ, а также тренажёрных комплексов Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства, откуда поступает информация о нарушениях, допущенных локомотивными бригадами во время работы и практического обучения. КСОП, анализируя полученные данные, формирует индивидуальное экзаменационное задание для конкретного машиниста по тематике ошибок. Тестирование производится в Системе оценки уровня знаний работников локомотивного комплекса ОАО «РЖД» (АСПТ).

При задании учебных поездок на тренажёрных комплексах КСОП позволяет учитывать информацию о результатах работы машиниста и об уровне его знаний (по результатам всех проверок в АСПТ). Результаты учебных поездок в свою очередь сохраняются в базе данных КСОП, что даёт возможность составить «портрет» машиниста, аккумулирующий все данные о нарушениях в работе, проверках знаний, практических занятиях. Эта информация учитывается при разработке корректирующих мероприятий.

Создав такую комплексную систему, мы пытаемся заглянуть в будущее. Команда наших молодых специалистов в этом году одержала победу в конкурсе «Новое звено – 2018» с проектом «Автоматизированная система прогнозирования нарушений безопасности движения поездов локомотивными бригадами». Мы приступили к реализации этого проекта, назвав его «АСУ Прогноз».

В отличие от существующей практики корректировки программ обучения и проверки знаний уже после совершённых нарушений безопасности движения «АСУ Прогноз» позволит спрогнозировать совершение определённого нарушения конкретным машинистом в заданном промежутке времени. Прогнозирование будет вестись на основе нейросетевых технологий, для анализа будут использованы как уже накопленные нами данные систем АСУТ НБД, АСУТ, АСПТ, КСОП (база данных с 2012 года), так и новые для нашей системы данные. Мы планируем использовать информацию единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами ЕКАСУТР, автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра АСПО, «АРМ Психолога».

Кроме информационного сообщения о вероятности совершения нарушения машинистом, «АСУ Прогноз» будет автоматически предлагать корректирующие мероприятия по обучению работника для минимизации рисков.

В перспективе для снижения влияния человеческого фактора и повышения достоверности прогнозных значений запланированы работы по использованию в нашей системе данных автоматической расшифровки параметров движения.

Наше конструкторское бюро – один из основных разработчиков автоматизированной системы учёта и анализа нарушений безопасности движения поездов по результатам автоматической расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств АСУТ НБД-2. Она стала основой создания в Ярославле первого на сети Центра авторасшифровки параметров движения локомотивов и действий локомотивных бригад по результатам каждой поездки. В единый центр переведены штаты расшифровщиков из локомотивных эксплуатационных депо Северной дороги.

В АСУТ НБД-2 предусмотрены выполнение автоматизированной расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств безопасности и автоведения, предварительно преобразованных в единый формат хранения данных, система расследования нарушений, а также обмен информацией со многими эксплуатируемыми в ОАО «РЖД» информационными системами, в том числе с электронным маршрутом машиниста.

Сегодня возможна автоматизированная расшифровка параметров, зарегистрированных электронными скоростемерами. Ведётся работа по добавлению расшифровки в комплексное локомотивное устройство безопасности, сочетающее в себе автоматическую локомотивную сигнализацию и электронный локомотивный скоростемер, безопасный локомотивный объединённый комплекс. Эти системы фиксируют более сотни важнейших параметров работы локомотива и ведения поезда. В результате автоматизированная расшифровка позволяет проводить комплексную и независимую оценку как машиниста – в части ведения поезда и управления автотормозами, так и работы локомотивных и напольных устройств АЛС (автоматической локомотивной сигнализации).

В планах Дирекции тяги – внедрение АСУТ НБД-2 на Горьковской и Приволжской дорогах.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31