
Человеческий фактор безопасности
В коллективах воспитывают нетерпимость к нарушениям
Более 70% случаев нарушений безопасности движения и травмирования на производстве вызваны человеческим фактором и происходят из-за нежелания работников исполнять требования безопасности, установленные нормативными документами государства и ОАО «РЖД».
Алексей Колотов, заместитель начальника Дирекции тяги по безопасности движенияСистема безопасности состоит из двух неразрывных аспектов: безопасности движения и охраны труда. Нарушение одних норм нередко приводит к нарушению других. Количество негативных событий (несчастных случаев, нарушений безопасности движения) начнёт снижаться по мере того, как будет расти производственная культура, основанная на коллективной ответственности и осознанном выборе в пользу выполнения требований безопасности.
Одним из инструментов развития культуры безопасности в Дирекции тяги стал пилотный проект «Лидеры безопасности».
Цель проекта – убедить работников осознанно соблюдать требования охраны труда и безопасности движения.
В настоящее время пилотный проект реализуется в 15 из 147 эксплуатационных локомотивных депо: Киров Горьковской дирекции тяги, Исакогорка – Северной, Свердловск-Сортировочный – Свердловской, Орёл – Московской, Карымская – Забайкальской, Ртищево и Россошь – Юго-Восточной, Красноярск-Главный – Красноярской, Санкт-Петербург-Финляндский и Бабаево – Октябрьской, Топки и Барабинск – Западно-Сибирской, Максим Горький – Приволжской, Златоуст – Южно-Уральской, Улан-Удэ – Восточно-Сибирской дирекции тяги.
Проект предусматривает комплексный подход, заключающийся в реализации ряда направлений.
«Отбор» предусматривает ввод системы контроля персонала на этапе приёма на работу. В настоящее время разрабатываются критерии отбора с учётом внутренних ценностей в вопросах безопасности (обязательность, эмоциональная устойчивость).
Блок «Обучение» содержит два направления: воспитание культуры безопасности у будущих работников посредством введения предмета «Основы культуры безопасности» в профильных учебных заведениях и формирование автоматизма действий у штатных работников в обеспечении безопасности.
Разрабатывается программа Step by step – простые и понятные шаги к безопасности каждого работника локомотивного комплекса. Надо считаться с тем, что у людей нет желания читать многостраничные тексты инструкций. Информация должна быть максимально эффективной – лаконичной и отфильтрованной. Она должна легко размещаться в гаджетах работников, быть минимально официозной.
Для популяризации культуры безопасности планируется применять неформальные подходы: продвижение идей и правил через мультфильмы, комиксы, кроссворды по безопасности движения и охране труда, яркие памятки.
Направление «Лидерство» включает в себя три составляющие: отбор, мотивация, обучение. В настоящее время существует два института формального официального лидерства: уполномоченные по охране труда и инспекторы по безопасности движения. Мы формируем третий: группу людей, которые будут иметь статус «лидеров безопасности».
Задача этой группы работников – продвижение идеологии безопасности движения и охраны труда внутри коллективов, внедрение требований безопасности не сверху, а изнутри коллектива – через пользующегося уважением товарищей и имеющего авторитет коллегу.
Разрабатывается несколько форматов мотивации. Финансовые стимулы предусмотрены, но не являются основой. В первую очередь статус «лидера безопасности» улучшает перспективы карьерного роста. Поощрение будет зависеть от вложенного труда, полученного результата и приоритетов работника. Предусмотрены возможности направления на дополнительное обучение, участие в слётах и конгрессах, в поездки для обмена опытом на другие предприятия, размещение на досках почёта, целый ряд иных мер нематериального стимулирования.
Согласно плану до конца года производится доработка теоретической части проекта «Лидеры безопасности», а с нового года запланированы выезды рабочей группы проекта в выбранные эксплуатационные локомотивные депо. После анализа обратной связи и доработки начнётся тиражирование проекта «Лидеры безопасности» во все структурные подразделения Дирекции тяги.
Пилот «Лидеры безопасности» начал развиваться с мая. Отчасти он стал развитием проекта «Внутренние тренеры системы менеджмента безопасности движения», реализуемого в Дирекции тяги с начала 2018 года.
Отбор «Внутренних тренеров системы менеджмента безопасности движения» состоял из нескольких этапов: заявка на участие (по собственному желанию), анкетирование, устное интервьюирование. После успешного прохождения начальных этапов претендент перемещался в следующую группу и направлялся в Москву для очного общения.
Трёхдневные обучающие курсы включали лекции и тренинги, обмен опытом, обсуждение лучших практик, психологии поведения. «Внутренними тренерами системы менеджмента безопасности движения» уже стали 15 человек, в декабре пройдут обучение ещё 16 работников.
Цель реализации проекта «Лидеры безопасности» – создание позитивного имиджа работников, выполняющих требования безопасности движения и охраны труда, создание в коллективах атмосферы нетерпимости к нарушениям безопасности, формирование института «Лидеров безопасности», а также выполнение целевых задач по снижению статистики производственного травматизма и нарушений безопасности не менее чем на 10 % в год.

Одним из инструментов развития культуры безопасности в Дирекции тяги стал пилотный проект «Лидеры безопасности».
Цель проекта – убедить работников осознанно соблюдать требования охраны труда и безопасности движения.
В настоящее время пилотный проект реализуется в 15 из 147 эксплуатационных локомотивных депо: Киров Горьковской дирекции тяги, Исакогорка – Северной, Свердловск-Сортировочный – Свердловской, Орёл – Московской, Карымская – Забайкальской, Ртищево и Россошь – Юго-Восточной, Красноярск-Главный – Красноярской, Санкт-Петербург-Финляндский и Бабаево – Октябрьской, Топки и Барабинск – Западно-Сибирской, Максим Горький – Приволжской, Златоуст – Южно-Уральской, Улан-Удэ – Восточно-Сибирской дирекции тяги.
Проект предусматривает комплексный подход, заключающийся в реализации ряда направлений.
«Отбор» предусматривает ввод системы контроля персонала на этапе приёма на работу. В настоящее время разрабатываются критерии отбора с учётом внутренних ценностей в вопросах безопасности (обязательность, эмоциональная устойчивость).
Блок «Обучение» содержит два направления: воспитание культуры безопасности у будущих работников посредством введения предмета «Основы культуры безопасности» в профильных учебных заведениях и формирование автоматизма действий у штатных работников в обеспечении безопасности.
Разрабатывается программа Step by step – простые и понятные шаги к безопасности каждого работника локомотивного комплекса. Надо считаться с тем, что у людей нет желания читать многостраничные тексты инструкций. Информация должна быть максимально эффективной – лаконичной и отфильтрованной. Она должна легко размещаться в гаджетах работников, быть минимально официозной.
Для популяризации культуры безопасности планируется применять неформальные подходы: продвижение идей и правил через мультфильмы, комиксы, кроссворды по безопасности движения и охране труда, яркие памятки.
Направление «Лидерство» включает в себя три составляющие: отбор, мотивация, обучение. В настоящее время существует два института формального официального лидерства: уполномоченные по охране труда и инспекторы по безопасности движения. Мы формируем третий: группу людей, которые будут иметь статус «лидеров безопасности».
Задача этой группы работников – продвижение идеологии безопасности движения и охраны труда внутри коллективов, внедрение требований безопасности не сверху, а изнутри коллектива – через пользующегося уважением товарищей и имеющего авторитет коллегу.
Разрабатывается несколько форматов мотивации. Финансовые стимулы предусмотрены, но не являются основой. В первую очередь статус «лидера безопасности» улучшает перспективы карьерного роста. Поощрение будет зависеть от вложенного труда, полученного результата и приоритетов работника. Предусмотрены возможности направления на дополнительное обучение, участие в слётах и конгрессах, в поездки для обмена опытом на другие предприятия, размещение на досках почёта, целый ряд иных мер нематериального стимулирования.
Согласно плану до конца года производится доработка теоретической части проекта «Лидеры безопасности», а с нового года запланированы выезды рабочей группы проекта в выбранные эксплуатационные локомотивные депо. После анализа обратной связи и доработки начнётся тиражирование проекта «Лидеры безопасности» во все структурные подразделения Дирекции тяги.
Пилот «Лидеры безопасности» начал развиваться с мая. Отчасти он стал развитием проекта «Внутренние тренеры системы менеджмента безопасности движения», реализуемого в Дирекции тяги с начала 2018 года.
Отбор «Внутренних тренеров системы менеджмента безопасности движения» состоял из нескольких этапов: заявка на участие (по собственному желанию), анкетирование, устное интервьюирование. После успешного прохождения начальных этапов претендент перемещался в следующую группу и направлялся в Москву для очного общения.
Трёхдневные обучающие курсы включали лекции и тренинги, обмен опытом, обсуждение лучших практик, психологии поведения. «Внутренними тренерами системы менеджмента безопасности движения» уже стали 15 человек, в декабре пройдут обучение ещё 16 работников.
Цель реализации проекта «Лидеры безопасности» – создание позитивного имиджа работников, выполняющих требования безопасности движения и охраны труда, создание в коллективах атмосферы нетерпимости к нарушениям безопасности, формирование института «Лидеров безопасности», а также выполнение целевых задач по снижению статистики производственного травматизма и нарушений безопасности не менее чем на 10 % в год.