29 июля 2021 12:40

Значимая экономия

За девять месяцев на Калининградской магистрали реализован 41 проект бережливого производства с экономическим эффектом около 5,4 млн руб.
«На дороге уделяется большое внимание повышению эффективности производственной деятельности, максимальному использованию профессионального потенциала работников для выявления и сокращения непроизводительных расходов и совершенствования технологических процессов, – отметил начальник технического отдела КЖД Владимир Тембер. – В разработке и реализации «бережливых» проектов участвуют практически все предприятия».

По словам заместителя начальника производственно-технического отдела Калининградской дистанции пути по текущему содержанию и ремонту Дмитрия Халеева, с начала января до середины апреля сотрудники предприятия работали над проектом «Оптимизация работы электрообогрева стрелочных переводов». Если ранее на ряде станций электрообогрев включался централизованно (например, при задействовании всего одного пути для прохода состава был включён электрообогрев стрелочных переводов на всей станции), то теперь это делается по потребности. В процессе внедрения проекта был прописан регламент взаимодействия дистанции с Дирекцией управления движения. «Согласно достигнутым договорённостям, когда на определённом участке ожидается пропуск поездов, диспетчер диспетчерского центра по управлению перевозками сообщает информацию работникам дистанции, которые вручную включают электрообогрев на этом участке, – уточнил Дмитрий Халеев. – Для этого была изменена схема подключения системы электрообогрева: главные приёмо-отправочные пути выделили в отдельную группу (вывели на особый рубильник) в специальных электрошкафах. Согласно расчётам экономистов дистанции, ожидаемый экономический эффект по итогам года составит свыше 981 тыс. руб.».

В результате усовершенствований технологии работы и грамотного оборудования рабочих мест в вагонном депо Калининград улучшаются условия труда, а предприятие экономит существенные деньги. В этом году вагонники реализовали три проекта бережливого производства. «По заведённому ранее порядку для сушки спецобуви на пунктах технического обслуживания Калининград и Черняховск использовались сушильные камеры. Они работали при помощи электрических тэнов мощностью 2,5 кВт, которые нагревают воду в трубах-змеевиках, – сообщила ведущий технолог предприятия Ольга Новикова. – Для оптимизации расходов электроэнергии на работу сушильных камер депо было предложено заменить электрические тэны на инфракрасные обогреватели модели ИКО-08 с терморегулятором мощностью 0,8 кВт». Оказалось, даже с учётом затрат на приобретение инфракрасных обогревателей (в совокупности 10,6 тыс. руб.) пользоваться ими выгоднее. Годовой экономический эффект составит 27,8 тыс. руб.

Ещё одно полезное новшество – установка светодиодного освещения с фотоэлектрическим датчиком в механическом цехе административного корпуса ремонтных цехов в Черняховске. Раньше систему освещения с использованием дроссельно-ртутных ламп общей мощностью 1,2 кВт ежедневно вручную включали строго в восемь часов вечера и отключали в восемь утра. Теперь здесь заменили лампы на светодиодные гораздо меньшей мощности (всего 0,02 кВт), установили фотоэлемент, и система освещения запускается автоматически в зависимости от уровня естественного освещения. С учётом затрат на приобретение нового оборудования (на сумму 2100 руб.) годовой экономический эффект составит около 9 тыс. руб.

На предприятии также реализован проект «Оптимизация малозадействованных рабочих мест (электрогазосварочных постов)». Проанализировав интенсивность работы сварщика на Калининградском участке текущего отцепочного ремонта и характер выполняемых им операций, рабочая группа пришла к выводу, что с ними справится слесарь по ремонту подвижного состава по совмещению профессий. Экономисты депо подсчитали, что с учётом всех затрат предприятие к концу года останется в плюсе на сумму около 240 тыс. руб.

В Дирекции по ремонту тягового подвижного состава оптимизировали обслуживание устройств безопасности локомотивов. Небольшие на первый взгляд улучшения позволяют не только экономить время и деньги, но ещё и обеспечивают комфорт на рабочих местах.

Проект «Оптимизация процесса проверки устройства КЛУБ-У (УП) (комплексное локомотивное устройство безопасности, размещающееся на локомотиве) при техническом обслуживании подвижного состава» на предприятии реализовали в апреле. Полезное улучшение касается обслуживания устройств безопасности при обслуживании локомотивов Дирекции тяги в объёме ТО-2. Этим занимается производственный участок Калининградской дирекции по ремонту тягового подвижного состава. «Проект направлен на снижение непроизводительных потерь в работе электромехаников, – пояснил начальник участка Игорь Чистяков. – Для проверки работоспособности системы КЛУБ-У (УП) выполняющий операцию электромеханик должен был в первую очередь подключить устройство УБП (устройство бесшлейфовой проверки приёма сигналов рельсовой цепи) к питанию электросети на подвижном составе. И в среднем проверка КЛУБ-У (УП) занимала шесть минут. Инициаторы проекта решили применять устройство УБП без подключения к питанию от сети, используя переносную малогабаритную аккумуляторную батарею, в результате чего электромеханик при работе может уложиться в 4,5 минуты».

С учётом того, что ежегодно электромеханики предприятия обслуживают устройства безопасности локомотивов около 5950 раз, даже небольшое уменьшение расхода времени на рабочую операцию в 1,5 минуты на деле оборачивается значительной экономией. Согласно расчётам, годовой экономический эффект составляет 50 тыс. руб.

В Калининградской дирекции тяги в полной мере задействуют возможности, которые предоставляет внедрение электронного маршрута машиниста, и на некоторых участках изменили технологию работы локомотивных бригад. Раньше было много непроизводительных потерь из-за необходимости машинистам следовать пассажирами из депо Калининград на отдалённые станции. Как рассказал начальник технического отдела Калининградской дирекции тяги Андрей Васин, анализ работы станции Мамоново по передаче вагонов через госграницу на станцию Бранево/Мамоново по колее 1520 мм выявил факты нерационального использования рабочего времени локомотивных бригад и простоя локомотивов. При реализации проекта был использован оптимальный вариант изменения технологии работы станции в части организации работы бригад и загрузки локомотивов. В рабочем процессе участвуют четыре сменные локомотивные бригады: по две на подвоз поездов и передачу вагонов через государственную границу РФ. «При такой технологии работы затраты на доставку локомотивных бригад на смену по станции Мамоново минимальны, поскольку машинисты и помощники будут иметь возможность вернуться в Калининград после окончания работы или при необходимости проведения ТО-2 локомотиву, либо с поездом после возвращения на станцию с государственной границы, либо служебным автотранспортом, – уточнил Андрей Васин. – Выезд служебного автотранспорта для доставки бригад к месту явки при этой технологии будет составлять не более двух раз в сутки».

Подводят поезда на станцию Мамоново со станции Калининград-Сортировочный также две локомотивные бригады – либо находящиеся в работе, но прибывающие на станцию Мамоново с поездом в установленное время, либо назначенные явкой также в определённое время, не допуская позднего прибытия поезда на станцию Мамоново. После работы по станции Мамоново локомотивные бригады следуют в поездку или на сдачу в депо.

На станции выделено помещение для отдыха локомотивных бригад. Затраты на дооборудование и содержание комнаты отдыха локомотивных бригад составили 54,9 тыс. руб., а фактический экономический эффект к концу года – 1,064 млн руб.

Вера Башканова,
соб. корр. «Гудка»
Калининград
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31