29 июля 2021 11:21

Эффективное накопление

Игорь Чаусов, ведущий аналитик Центра развития цифровой энергетики фонда «ЦСР «Северо-Запад»

ОАО «РЖД» – второй по протяжённости линий и количеству сетевых объектов владелец электросетевого комплекса, а железнодорожный транспорт в целом входит в число наиболее крупных потребителей электроэнергии в стране.

Усилия ОАО «РЖД» по повышению энергоэффективности имеют существенное значение для энергоэффективности всей экономики. Эти усилия можно оценить в первую очередь как комплексные. Холдинг утвердил собственную Энергетическую стратегию, рассчитанную до 2030 года, а также Программу энергосбережения и повышения энергоэффективности на 2016–2018 годы, которые успешно реализует. Такой подход можно только приветствовать.

На наш взгляд, самыми важными направлениями этой работы являются обновление локомотивного парка и реконструкция объектов электросетевой инфраструктуры с применением современных технологий, в том числе устройств управления потоками мощности.

Нам особенно интересен опыт ОАО «РЖД» в повышении энергоэффективности. В России традиционно высокий процент электрификации железных дорог и в целом самая большая по протяжённости контактная сеть и система электрификации железной дороги в мире, находящаяся под единым управлением. От Китая нас отличает существенно большая степень электрификации, но китайские железные дороги «моложе»: процесс реконструкции, строительства новых линий и путей и процесс электрификации в Китае идёт очень быстрыми темпами. Ещё одно отличие – Единый стандарт электрификации (постоянный ток 3 кВ и переменный ток 25 кВ 50 Гц), принятый в России и позволяющий, особенно за счёт применения новых локомотивов, например ЭП20, выстраивать единую техническую политику в сфере электрификации и использования подвижного состава.

И Китай, и ЕС существенно опережают Россию по протяжённости линий скоростного и сверхскоростного движения, и в этих странах решена важная проблема электроснабжения скоростного железнодорожного транспорта. Этот опыт мог бы быть чрезвычайно полезен нашей стране и, насколько нам известно, уже активно осваивается ОАО «РЖД» как в партнёрстве с Siemens, так и в партнёрстве с Alstom.

Мы считаем применение систем накопления электроэнергии (СНЭ) на железнодорожном транспорте чрезвычайно перспективным направлением повышения энергетической и экономической эффективности этого вида транспорта. Накопители энергии могут, например, использоваться для повышения качества электроэнергии, поддержания напряжения и увеличения пропускной способности на участках пути, где в силу большой длины линий контактной сети при прохождении подвижного состава происходит недопустимая просадка напряжения. Другое важное направление – повышение эффективности применения дизельных двигателей тепловозов, особенно маневровых, за счёт установки СНЭ для перевода дизельных двигателей в режим работы на оптимальной постоянной мощности. Это решение потенциально позволит повысить межремонтный ресурс двигателей и снизить выбросы. Возникает перспектива модернизации используемых и создания новых образцов локомотивов: гибридного маневрового дизель-аккумуляторного тепловоза и контактно-аккумуляторного электровоза.

На наш взгляд, самые большие возможности по повышению энергоэффективности железнодорожного транспорта даёт согласованное управление электропотреблением на железных дорогах, в том числе в рамках внедрения управляемой нагрузки и подхода demand response (рыночный механизм, используемый во многих крупных энергосистемах мира в качестве дополнительного средства регулирования электрического баланса. – Ред.), а также за счёт перехода на более распределённую собственную энергетику.

Интересные перспективы открывают идеи перевода части котельных, находящихся под управлением ОАО «РЖД», на когенерацию и переход на использование собственных распределённых энергетических ресурсов. Очень большое значение в условиях огромного и протяжённого хозяйства ОАО «РЖД» имеют внедрение энергоэффективного светодиодного освещения, а также интеллектуального управления освещением и теплоснабжением, переход на адаптивные алгоритмы, учитывающие погоду, освещённость, потребность в свете и тепле.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31