16 июня 2021 14:10

Владимир Панков: Встреча на Святой земле

Владимир Панков — автор книг «Истоки Отечества Небесного», «Притяжение Святой земли», «Ангельское пение», публикаций в журнале «Русский дом», в газетах «Труд», «Завтра», «Московский железнодорожник» и других. Родился в Брянске в 1955 году. Окончил Брянский технологический институт. Кандидат сельскохозяйственных наук. Живёт в городе Пушкино Московской области.
В составе паломнической группы я впервые оказался на Святой земле. В небольшой арабской гостинице, где мы остановились, всеми делами заправляли члены одной семьи – отец и его приёмный сын.

С удивлением мы обнаружили некоторое не совсем хорошее сходство между большинством россиян и арабов, которое касается вредной общеизвестной привычки. Последние тоже много курят и бросают окурки, где попало, впрочем, как и другой мусор. Однако среди женщин-арабок курильщиц намного меньше. Впрочем, во всём остальном, как мы смогли непосредственно убедиться, арабы трудолюбивы, гостеприимны.

Лучше узнать жизнь современного Иерусалима помог один наш бывший соотечественник по имени Марк, проживавший постоянно в гостинице, где мы остановились, уже несколько лет.

По всем меркам Марк оказался очень образованным человеком, знающим несколько языков, в том числе арабский, хорошим рассказчиком и ненавязчивым собеседником. С ним мы познакомились на второй или на третий день нашего пребывания на Святой земле. Закончив чтение вечерних молитв, мы обычно собирались на просторной открытой гостиничной площадке второго этажа, чтобы подышать прохладным воздухом после дневной жары. Там же мы организовывали и совместную трапезу. Надо сказать, что погода в Иерусалиме имеет свои особенности. Вечером, как будто по заказу, начинает дуть прохладный «живительный» ветерок. Поэтому мы и устремлялись на упомянутую площадку.

Марк первый заговорил с нами и предложил свои услуги переводчика и знатока здешней жизни, чтобы кому-либо из нас в чужой стране не попасть в неприятную ситуацию. Интуитивно нам были вполне понятны его желание и потребность души пообщаться с людьми, приехавшими из России. Как потом выяснилось, наш новый знакомый интересовался жизнью в России ещё и по той причине, что собирался вернуться обратно в нашу страну. Он и поведал нам, что в российском посольстве создаётся программа по возвращению желающих на Родину.

В течение двух с лишним часов мы напряжённо слушали откровенный рассказ о метаморфозах человеческой жизни, религиозных воззрениях и современном Израиле. Некоторые из нас собирались причащаться, поэтому во всём этом просматривалось ещё и некое искушение, поскольку Марк считал себя иудеем.

Марк родом из Баку. До отъезда в Израиль получил высшее образование и занимался предпринимательской деятельностью в Москве. В Израиле он 15 лет, прошёл несколько этапов адаптации эмигранта к новым жизненным условиям. Два года учился в специальной духовной иудейской школе. Но особых успехов не достиг. К моменту нашего знакомства работал, как он выразился, «вышибалой» в ресторане. С его слов, в Москве у него было несколько десятков торговых палаток.

Деньги текли рекой, и он считал себя преуспевающим бизнесменом. Его активная коммерческая деятельность пришлась на начало 90-х годов, когда у нас в стране повсюду были разборки мафиозных групп. Отец Марка, с которым он вместе занимался бизнесом, стал жертвой одной из таких разборок. После этого Марк принял решение переселиться в Израиль. На Земле обетованной с ним произошла почти евангельская история. Щедрый и общительный по натуре, он сразу «заимел» много «друзей», с которыми, по его словам, «гудел» во всех ресторанах Тель-Авива и Иерусалима. За всё платил, естественно, только он один. Когда деньги незаметно подошли к концу, «друзья», как по команде, куда-то исчезли, и наступило очень горькое отрезвление. После психического срыва его жена повредилась рассудком, и они вскоре расстались. Детей им Бог не дал, и поэтому проблем особых с разводом не возникло. Далее была духовная иудейская школа и множество всяких работ.

Марку около 40 лет, но выглядит он гораздо старше. Получает пенсию по инвалидности и работает по четыре часа в сутки неполную рабочую неделю. Снимать приличное жильё он не в состоянии, поэтому проживает в самой дешёвой арабской гостинице, где обычно останавливаются паломники из России и Украины.

Израильское общество, с его слов, делится на несколько слоёв, что-то вроде каст в Индии. Крайние полюса – это, с одной стороны, эмигранты, с другой – религиозные евреи – коренные обитатели страны. Они живут совершенно особым, замкнутым, изолированным миром. Имеют свои школы, магазины, больницы и т. д. Другие слои занимают как бы промежуточное положение в зависимости от происхождения, материального положения, политических взглядов.

Религиозные евреи – самый богатый, привилегированный и уважаемый слой общества. В их руках сосредоточены колоссальная власть и богатства. Они – крупнейшие обладатели акций самых прибыльных предприятий во всем мире. Строго выполняют предписания Торы и живут ожиданием пришествия своего «мессии» (не путать со вторым пришествием Христовым). Их религиозность проявляется во всех сторонах жизни: в одежде, в быту, в отношениях с ближними и иноплеменниками. Религиозные семьи, как правило, многодетны.

Если в обычных израильских школах нередко процветает «демократия», например, в вопросах ассортимента товаров в магазинах, то в религиозных кварталах такое немыслимо. Здесь строго блюдётся нравственность: женщины носят только длинные платья или юбки, занимаются воспитанием детей, являются хранительницами домашнего очага.

Значительную часть своего времени Марк посвящает изучению Торы и других вероучительных книг.

Смысл жизни он видит в том, чтобы не совершать каких-либо негативных поступков. Иначе неотвратимо Божье наказание. В Иерусалиме, по его словам, царит такая святость, что за любой мелкий проступок тут же приходит расплата. Все это он прочувствовал на себе неоднократно. В подтверждение своих слов привёл такой пример.

Однажды в Иерусалим направлялась группа буддистов, ведущих строгую духовную жизнь. Не доехав до города нескольких километров, группа неожиданно решила вернуться обратно. Когда у них кто-то спросил, почему они возвращаются, буддисты ответили, что им якобы открыто: город, куда они должны были приехать, исполнен такой святости, в которой пребывать им невозможно…

Хочу завершить рассказ о нашем иерусалимском знакомом небольшим лирическим отступлением.

Каждый год в Иерусалиме происходит маленькое природное чудо: в один из зимних дней выпадает довольно густой снег, который к следующему утру полностью тает. Это бывает только один раз в году. В этот день в Иерусалим из Тель-Авива и других ближайших городков и мест приезжает много народа с детьми; все радуются, играют в снежки, фотографируются.

Марк гордо поведал нам о том, что он однажды совершил в такой день.

Увидев чудесный белый снег, он вдруг почувствовал в этом природном явлении что-то необыкновенно родное и близкое и ощутил, что он именно русский. Случилось, как он уверяет, нечто трансцендентальное. В необыкновенном душевном умилении и восторге он снял обувь, засучил брюки и пошёл босиком по нежнейшему иерусалимскому снегу.

Он шёл с гордо поднятой головой, не обращая ни на кого внимания, мысленно пребывая где-то в далёкой России.

Прохожие с улыбками провожали взглядами странного босоногого человека.

Кто-то из знакомых дёрнул Марка за одежду, прервал его блаженное мечтательное состояние и, покрутив пальцем у виска, спросил: «Марк, что с тобой? Здоров ли ты?».

В ответ на эту неожиданную реплику Марк, всё так же продолжая шествие, со всей серьёзностью убедительно воскликнул: «Ты что, не понимаешь, я ведь русский, русский я!».

Координатор –
Владимир Пронский

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31