19 июня 2021 12:03

Депо на пути из Москвы в Европу

Коллектив старейшего смоленского предприятия в год своего 150-летия успешно осваивает новые марки локомотивов

На этой неделе 150-летний юбилей отмечает самое западное на Московской железной дороге депо Смоленск-Сортировочный. Сегодня депо выполняет большую эксплуатационную работу по перевозке пассажиров и грузов на пути из России в Европу.
От качества работы депо зависит ежедневное бесперебойное движение поездов по станции Смоленск
10 октября 1868 года (по старому стилю) был открыт для движения поездов участок от Рославля до Витебска Орловско-Витебской железной дороги. В Рославле и Двинске располагались мастерские тяги большого ремонта, а в Смоленске находились ремонтные паровозные мастерские на два стойла.

С этого и началась славная история депо.

К 1892 году число стойл для «железных коней» выросло уже до 12. Со станции Смоленск осуществлялась передача поездов на Польскую и Московско-Брестскую железные дороги. Смоленское депо служило местом стоянки паровозов серии Вд, пришедших с поездами и ожидавших обратного отправления. Кроме того, в депо находились паровозы, предназначенные для маневровых работ на станции Смоленск. Сердцем ремонтных мастерских была кузница. Со временем всё это хозяйство превратилось в крупный железнодорожный узел.

В 1900 году к депо было приписано уже 25 паровозов. Его здание имело внушительный промышленный вид, в нём работали 160 рабочих и 12 инженерно-технических сотрудников. В период всеобщей политической забастовки 17–19 января 1905 года в Смоленске был создан первый Совет рабочих депутатов. В него вошли депутаты от профессиональных объединений Смоленского железнодорожного узла. На предприятиях работали профессиональные кружки.

После окончания Первой мировой войны и установления советской власти рабочие паровозного депо Смоленск восстановили депо и несколько паровозов. Первые машины были восстановлены 13 апреля 1919 года на воскреснике. В 1925 году в депо впервые были созданы профбюро. В предвоенные годы профсоюзная организация депо поддержала стахановское движение. Машинисты паровозного депо Смоленск показывали высокие результаты в труде. К 1938 году в депо работали уже 620 человек, к нему было приписано 56 мощных паровозов серии ФД, которые вели за собой поезда весом до 2500 тонн. 12 паровозов были переоборудованы под нефтяное отопление.

В первые месяцы Великой Отечественной войны, в период обороны города, когда Смоленский железнодорожный узел был подвергнут разрушительным бомбардировкам, рабочие паровозного депо встали на защиту родной земли в составе полков народного ополчения. Особый вклад в Победу над врагом внесли колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), которые доставляли вооружения и боеприпасы практически на передовую. После того, как враг был отброшен за пределы рубежей СССР, работники депо приложили героические усилия к восстановлению разрушенного железнодорожного хозяйства и паровозного депо. Уже в 1946 году в депо выполнялись промывочный, малый и большой периодический ремонт паровозов.

В 1960 году в депо работали 1620 человек. Тогда началось освоение новой техники – тепловозов ТЭЗ. На предприятии был образован ряд новых цехов: электроаппаратный, топливный, колёсный, инструментальный, дизель-агрегатный. В 1962–1963 годах в депо вместо паровозов начали поступать тепловозы марок ТГМ, ТЭЗ. В 1964 году получены первые тепловозы для скоростного движения ТЭ7. С 1966 года депо перешло на новую тягу в полном объёме – тепловозы ТЭЗ, ТЭ7 и ТЭП60, дизель-поезда Д1. Особо важным событием стало полное освоение самых современных в те годы тепловозов ТЭП60. Депо получило тепловозы 2ТЭП60 от № 1 до 27. Машинисты паровозов в срочном порядке были переучены и быстро освоили новую технику.

С 1980 года вступила в строй электрифицированная линия Вязьма – Смоленск – Орша, и на главном ходу западного направления начали эксплуатироваться мощнейшие электровозы ВЛ80, электропоезда ЭР9П. Для ремонта электропоездов в депо построен современный цех типа «ПЛАУЭН». С 1981 года депо Смоленск освоило новые современные грузовые тепловозы 2М62.

Локомотивными бригадами депо одними из первых на Московской дороге освоен метод вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. В Смоленске были организованы школы передового опыта для машинистов, внедрены передовые методы по экономии топливно-энергетических ресурсов.

В 1980-е годы в депо введён в эксплуатацию станок КЖ-20 по обточке колёсных пар без выкатки. Депо стало выпускать капроновое литьё. Модернизированы цеха и отделения. Депо успешно занималось ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава. На предприятии выполнялись сложные ремонты и для других депо Московской магистрали.

После распада СССР в 1991 году объёмы перевозочной работы депо значительно снизились, новый подъём начался уже в XXI веке. Депо стало базой ремонтов ТР-2 и ТР-3 тепловозов 2М62. Все цеха имели необходимую технологическую оснастку, стенды, что позволяло качественно выполнять все деповские ремонты.

В 2009 году в связи с реорганизацией структуры ОАО «РЖД» локомотивное депо Смоленск разделено на два предприятия: эксплуатационное локомотивное депо Смоленск-Сортировочный и ремонтное локомотивное депо Смоленск. В новых условиях хозяйствования между ремонтниками и эксплуатационниками сохранились тесные производственные связи, выстроена эффективная система взаимодействия между собой, а также другими подразделениями производственного блока ОАО «РЖД».

В 2012 году участок Рославль передан в Дирекцию аварийно-восстановительных средств. В 2014 году функции по ремонту локомотивов переданы в сервисное локомотивное депо «Смоленск» филиала «Московский ООО «ТМХ-Сервис». В 2015 году ООО «ТМХ-Сервис» и ряд других предприятий объединены в группу компаний ООО «ЛокоТех».
– В настоящее время локомотивное эксплуатационное депо Смоленск-Сортировочный, находящееся на главном ходу западного направления МЖД, обеспечивает интенсивное грузовое и пассажирское движение. Локомотивные бригады обслуживают 6 плеч, – рассказывает «Московскому железнодорожнику» начальник депо Смоленск-Сортировочный Александр Маньков. – Коллектив предприятия в целом успешно выполняет основные технико-экономические показатели работы. У нас достигнуты значительные успехи в техническом прогрессе и в организации труда, успешно осваиваются новые серии локомотивов – магистральные тепловозы последних поколений. Машинистам помогают современные системы автоведения, они гарантируют точность и безопасность движения в пути следования, экономию топливно-энергетических ресурсов. Недавно наше депо получило замечательный тренажёрный комплекс тепловоза 2ТЭ25км для подготовки машинистов тепловоза.

На предприятии при деятельном участии администрации и профсоюзов успешно действует социальное партнёрство, важную роль играет совет ветеранов, ведётся работа с молодёжью, бережно хранятся и приносят плоды традиции наставничества.

В 2018 году локомотивное депо Смоленск-Сортировочный – рентабельное, технически оснащённое предприятие, уверенно смотрящее в будущее.

Игорь Ленский
Фото из архива депо

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31