18 июня 2021 23:27

Как устранить факторы риска

В Московской дирекции инфраструктуры работают над повышением уровня культуры безопасности

Одним из важных факторов обеспечения безопасности движения в Московской дирекции инфраструктуры является внедрение в её структурных подразделениях культуры безопасности. Важно, чтобы сотрудники предприятия, выполняя свои обязанности, осознавали важность того, что они делают, и ответственность за результаты.

Александр Гришаков, заместитель начальника Московской дирекции инфраструктуры по безопасности движения
Соблюдение технологии работ и своевременное их проведение, открытая и доверительная информация о проблемах в обеспечении безопасности движения, поощрение и поддержка инициатив персонала в решении проблем обеспечения безопасности, понимание того, что позволяет нарушать правила, изучение ошибок и извлечение уроков из них – всё это подразумевает культуру безопасности. Как же работают эти положения в Московской дирекции инфраструктуры?

Если взять период с января по август 2018-го, то в целом по дирекции количество событий осталось на уровне прошлого года. А в хозяйстве пути принимаемые меры по снижению рисков нарушений безопасности позволили снизить их количество. А вот в хозяйствах автоматики и телемеханики и вагонном этого, к сожалению, не произошло. Целевые задания по событиям и отказам технических средств не выполнили все службы дирекции. По прогнозам, коэффициент безопасности по событиям за данный период ожидался 0,13, по факту он оказался 0,16. По отказам технических средств – соответственно 5,78 и 6,84.

Несмотря на то что в целом по дирекции количество событий в сравнении с прошлым годом не выросло, такие структурные подразделения, как Московско-Рижская и Рязанская дистанции пути, эксплуатационное вагонное депо Бекасово, Железнодорожная, Бекасовская, Московско-Ярославская, Каширская дистанции СЦБ, всё же допустили их рост.

При своевременном принятии мер по устранению выявленных подразделениями дирекции отступлений либо приведению скоростей движения в соответствие с состоянием пути большинства нарушений могло и не быть. Некачественное проведение осмотров приводит к тому, что неисправности, угрожающие безопасности движения, практически не выявляются, действенных мер по их устранению не принимается, скорости движения поездов не приводятся в соответствие с параметрами выявленных дефектов. Статистика случаев нарушения безопасности движения, допущенных в 2018 году, указывает на то, что их причиной является неудовлетворительное техническое состояние пути и обустройств инфраструктуры.

При анализе причинно-следственных связей становится понятно, что в основе этого – факторы организационного характера.

Сложившаяся система назначения и контроля технологии работ на всех уровнях управления достаточно инертна и не позволяет в должной мере блокировать факторы риска, связанные с нарушениями технологических процессов. Методы контроля технологии содержания инфраструктуры рассматривались начиная с 2010 года, когда на основе работы междорожной экспертной группы были разработаны и описаны процессы управления инцидентами и нормативными работами. Их важным элементом являлся упреждающий автоматизированный диспетчерский контроль исполнения технологических процессов, одним из условий которого являются прозрачность и достоверность данных о технологических процессах.

До недавнего времени оперативный контроль устранения отступлений от норм содержания инфраструктуры был возможен только на уровне рабочего отделения или диспетчера структурного предприятия. Проведённые в последние годы работы по информатизации существующих технологических процессов позволили видеть и контролировать состояние инфраструктуры на уровне службы и дирекции.

Важное значение при внедрении культуры безопасности имеет корпоративная сертификация структурных подразделений дирекции. Её цель – вовлечение работников ОАО «РЖД» в деятельность по постоянному улучшению обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также стимулирование трудового коллектива к достижению полного соответствия системы менеджмента безопасности движения и производственных процессов установленным корпоративным требованиям.

Сертификат выдаётся предприятию на 3 календарных года. В случае отказа в выдаче сертификата предприятие имеет право участвовать в сертификации в следующем календарном году при условии выполнения корректирующих и предупреждающих действий, разработанных по результатам аудита СМБД. Хочу подчеркнуть, что на период действия сертификата предприятие не включается в годовой график проведения технических ревизий и контрольных проверок комиссиями главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и его заместителей.

В соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» от 31 июля 2017 года № 1520р «Об утверждении Положения о корпоративной сертификации аудитов системы менеджмента безопасности движения» в Московской дирекции инфраструктуры в 2018 году заявлено на участие в корпоративной сертификации 28 структурных подразделений: 14 – службы пути, 11 – службы автоматики и телемеханики, 3 – службы вагонного хозяйства. В целом это составило 42% от общего количества предприятий. Сегодня поставлена задача к 2020 году получить сертификаты корпоративной сертификации всем структурным подразделениям Московской дирекции инфраструктуры без исключения.

Для мотивации работников пути 20 сентября 2018 года утверждено «Положение о «Паспорте доверия» для коллективов линейных участков дистанций пути дирекций инфраструктуры». «Паспорт доверия» – это документ, выдаваемый трудовому коллективу линейного участка дистанции пути, гарантирующему безусловное выполнение основных показателей работы, надлежащее исполнение должностных обязанностей всеми членами коллектива, соблюдение технологии производства работ, безопасности движения и требований охраны труда.

Заявки на получение «паспорта доверия» подали 20 предприятий. Из 365 линейных участков комиссией дирекции инфраструктуры были отобраны для выдачи «паспорта» 47 участков, не имевших в течении года случаев нарушений безопасности движения, производственного травматизма, неограждения мест производства работ, экстренного торможения, связанных с предупреждением наезда на работающих на железнодорожных путях, отказов технических средств 1, 2 категории, корпоративных нарушений, дисциплинарных взысканий, фактов хищений и нарушений правил внутреннего трудового распорядка. А также выполнивших плановое задание по балловой оценке и обеспечивших содержание обслуживаемого участка пути и прилегающих территорий, инструмента, механизмов, закреплённых помещений (табельные, пункты обогрева) в соответствии с нормативными документами и в образцовом эстетическом состоянии. В Орловско-Курском регионе дистанциям пути выдано шесть «паспортов доверия», что составляет 12% от общего количества выданных «паспортов» по Московской дирекции инфраструктуры.

Как уже говорилось, важное значение в борьбе за безопасность движения имеют поощрение и поддержка инициатив работников. Необходимо отметить службу пути, где по итогам 8 месяцев текущего года был отмечен 381 человек, или 59% от общего количества поощрённых. По службам автоматики и телемеханики и вагонной поощрено 112 и 67 работников, или 17 и 11% соответственно. Один из результатов этой работы – улучшение состояния безопасности в хозяйстве пути.




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31