13 мая 2021 03:52

Осенние наставления

В Московской дирекции скоростного сообщения у всех первозимников есть учителя

Официально период подготовки к зиме на сети дорог компании «РЖД» завершится к началу ноября, но определённые выводы о масштабах и качестве проводимой в данном направлении деятельности в одном из ключевых подразделений столичного полигона – Московской дирекции скоростного сообщения (МДОСС) – можно сделать уже сегодня.
Вместе с коллегами главный инженер МДОСС Алексей Водяницкий (стоит слева) осматривает один из узлов электропоезда
Незавершённых мероприятий по подготовке моторвагонного депо Подмосковная и инфраструктуры хозяйства к зиме, по словам главного инженера МДОСС Алексея Водяницкого, остаётся немного. К настоящему моменту степень готовности составляет 91%.

Особых результатов работники дирекции достигли в подготовке производственных и административно-производственных зданий депо, всех необходимых вспомогательных объектов, обеспечивающих бесперебойную работу комплекса.
– К настоящему моменту полностью выполнен осмотр этих сооружений, – поясняет Алексей Водяницкий. – Выявленные замечания поставлены на контроль, определены ответственные исполнители. С учётом специфики скоростного подвижного состава особое внимание уделяется состоянию устройств технологического характера, задействованных на обслуживании поездов, – от токарного станка для обточки колёсных пар и систем берегового питания до площадок для замены подкузовного оборудования.

По состоянию на первую декаду октября специалистами МДОСС на скоростных поездах дополнительно проверены бортовые системы управления и тяги, обеспечение температурного режима в салонах, токоприёмники и подвагонное оборудование. Их готовность составляет 62% от общего плана комиссионного осмотра подвижного состава и 100% от графика на текущую дату.

В этом нет ничего необычного: хороший опыт это относительно молодое подразделение получило прошлой зимой.

Сейчас на предприятии активно ведётся работа по обеспечению технологией оттайки экипажной части поездов «Ласточка», то есть удаления льда и снежных масс с экипажной части и подвагонного оборудования, расположенного под кузовом подвижного состава. Как показала прошлая зима, наледь не только негативно влияла на ходовые качества составов. В ходе планового обслуживания она не позволяла полностью диагностировать находящиеся на борту «Ласточек» устройства.
– Для решения этих проблем, – рассказывает главный инженер МДОСС, – ведутся работы по обновлению цеха оттайки и экипировки в рамках четвёртого и пятого этапов реконструкции моторвагонного депо Подмосковная. Параллельно думаем над собственной технологией оттайки поездов, которая бы позволила проводить соответствующие операции за два часа.

Другая проблема из числа выявленных специалистами дирекции прошлой зимой в ходе эксплуатации подвижного состава в межрегиональном сообщении связана с состоянием подножек вагонов «Ласточек». При следовании поезда посадка и высадка пассажиров осуществляются как на высоких, так и на низких платформах. По этой причине снег попадал в так называемую технологическую нишу поездов. Из-за этого блокировались механизмы выдвижения и закрытия подножек. Из-за того, что автоматическое срабатывание тяги электропоезда происходило лишь в положении, когда подножки полностью находились в задвинутом состоянии, возникали предпосылки для создания нештатной ситуации.
– Чтобы исключить подобные инциденты, которые вновь препятствовали бы движению состава, – продолжает Алексей Водяницкий, – мы обсудили с предприятием-изготовителем вопрос модернизации программного обеспечения, управляющего подножками. Думаю, отказов техники по данной причине мы теперь не получим. В соответствии с планом повышения надёжности поездов «Ласточка» на текущий год заканчивается реализация и других мероприятий, повышающих защищённость работы оборудования электропоездов в холода.

Планы на зиму – это ещё и подготовка кадров, которые будут обеспечивать стабильную и безаварийную работу в морозный период года. Особое внимание руководство дирекции уделяет обучению первозимников. Для машинистов, относящихся к этой группе, по свидетельству заместителя начальника депо по кадрам и социальным вопросам Михаила Комулайнена, разработан персональный график занятий и поездок. Продолжительность курса подготовки первозимников составляет 32 часа.

На данный момент только на МЦК «Ласточками» управляют 207 машинистов и 206 помощников машинистов. Но в скором времени численность отряда работников этой категории существенно вырастет.
– Говоря о ближайших перспективах обслуживания МЦК локомотивными бригадами, руководство дирекции не забывает о предстоящем уже в 2019 году переходе на 4-минутный интервал движения, – замечает Михаил Комулайнен. – С этой целью мы взялись за переобучение машинистов электровозов на управление электропоездами. Для этого же 150 помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом, должны пройти в нашем депо соответствующую подготовку. В 2019 году мы планируем создать около 70 новых локомотивных бригад.

Продолжая затронутую тему, главный инженер МДОСС замечает, что приобретённые данными специалистами навыки требуют доработки в части понимания условий эксплуатации подвижного состава, приписанного к дирекции. Например, поезд «Ласточка» сегодня имеет четыре серии, и у каждой при эксплуатации есть свои особенности. Так, поезда серии ЭС2ГП («Ласточка-Премиум») отличаются от машин других модификаций особенностью подключения системы внешнего питания. Её суть – в возможности при необходимости получения питания (3 кВ постоянного тока) от тепловоза. Так что потребуется доработка навыков при обучении локомотивных бригад в случае обслуживания ими поездов данной серии. Есть и другие особенности работы, связанные с обслуживанием экипажной и тормозной систем машин серии ЭС2ГП при эксплуатации в зимний период. Нельзя упускать из внимания и тот факт, что поезда «Ласточка» эксплуатируются в скоростном режиме, когда движение поезда достигает 160 км/ч. Зимой это накладывает свой отпечаток на управление локомотивом.

В дирекции полностью решены вопросы и с критериями, по которым следует обучать работников поездных бригад, задействованных на радиальных направлениях.
– К настоящему времени такие критерии претерпели изменения, – замечает Михаил Комулайнен. – Это связано с тем, что другим стал пассажир. Он сегодня довольно искушён в области сервиса и умеет выбирать лучшее. Всем известно высказывание, что не бывает довольных клиентов у компании, в которой работают недовольные люди. Руководство дирекции намерено выстроить доверительные отношения с каждым проводником, каждым членом поездных бригад и получить качественную обратную связь. Наша позиция в том, что любой из специалистов данной категории может не только задать вопрос, но и высказать пожелания, предложения по улучшению условий труда, рассказать о тех аспектах, которые, по его мнению, требуют особого внимания со стороны руководства.

Применительно к предстоящему зимнему периоду в дирекции ведётся работа и с аутсорсинговыми компаниями, задействованными в организации технологических операций, связанных с обслуживанием подвижного состава в парках отстоя МЦК.

Помимо этого, все почти 900 представителей основных профессий МДОСС, большинство из которых – члены локомотивных бригад, заранее обеспечены комплектами зимней спецодежды и индивидуальными средствами защиты от холодов.

Наконец, по словам Алексея Водяницкого, на всём протяжении подготовки к зиме дирекция вела работу в тесном взаимодействии со смежниками – сервисными работниками компании Siemens. Координация действий позволила также своевременно и в полном объёме подготовить ремонтные подразделения к работе в снежное и холодное время года. В полной готовности находятся не только сервисные службы. Создан необходимый запас средств для оперативного ремонта техники: запчастей, расходных материалов, необходимого оборудования и инструментов.

На протяжении последних 4 лет Московская дирекция скоростного сообщения динамично развивается, прирастая новыми участками и маршрутами. За этот период существенно увеличен парк приписных поездов. Несколько отходя от основной темы, Алексей Водяницкий поделился проектами, к реализации которых здесь уже приступают. Сегодня, помимо отработки технологий, связанных с уменьшением интервала движения поездов на Московском центральном кольце, в дирекции прошла все этапы согласования программа подготовки машинистов для управления в одно лицо. Руководством РЖД перед МДОСС поставлена задача – приступить к этой работе уже в следующем году. Кроме этого, по словам главного инженера дирекции, решаются вопросы, связанные с возведением двух технологических парков для отстоя и проведения соответствующих работ по экипировке. Уже начато строительство таких парков на станциях Андроновка и Белокаменная. Ввод объектов планируется в октябре 2019 года.
– Параллельно мы занимаемся выработкой проектных решений, направленных на минимизацию эксплуатационных расходов в нашем хозяйстве, – добавляет Алексей Водяницкий. – Прорабатываются технологические решения по обеспечению внешнего питания поездов при их отстое, когда его получают не от контактной, а от стационарной энергосети. Это позволит сократить расход электроэнергии на горячем простое. Как уже говорилось, начата работа по организации четвёртого и пятого этапов реконструкции нашего депо. После их завершения к цеху для проведения экипировки и оттайки подвижного состава добавится цех ремонта на шесть позиций. На реализацию проекта потребуется 1,5 года. Чтобы успешно выполнить все поставленные перед нами задачи, мы находимся в постоянном и тесном контакте как со службой заказчика, так и с проектными институтами, подрядными организациями.

Владимир Горелкин
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31