19 июня 2021 00:14

Музей открылся в Плавске

Руководство Тульской области благодарит железнодорожников за бережное отношение к истории

Очередной, четырнадцатый по счёту на МЖД, историко-культурный комплекс открылся 29 сентября на станции Плавск Тульского региона МЖД. Так здесь отметили 15-летие ОАО «РЖД» и 150-летие начала железнодорожного сообщения между Тулой, Орлом и Курском.
Главный инженер МЖД Сергей Вязанкин, заместитель губернатора Тульской области Сергей Егоров и заместитель начальника МЖД Александр Потапенко вручают награду Максиму Харитонову (слева направо)
Митинг на вокзале в Туле
В начале торжественной церемонии гостей праздника от имени главы региона Алексея Дюмина со знаменательным событием поздравил заместитель губернатора Тульской области Сергей Егоров. Он отметил, что Тульская область – единственный регион в стране, где открыто такое количество музеев на железнодорожных станциях.
– Это событие посвящено 150-летию с момента начала железнодорожного сообщения между Курском, Орлом и Тулой и 15-летию компании ОАО «РЖД», которой мы выражаем особые слова благодарности за поддержку этого проекта, – заявил Сергей Егоров, вручивший железнодорожникам-передовикам благодарственные письма губернатора Тульской области.

Со словами приветствий и поздравлений к собравшимся обратился главный инженер Московской железной дороги Сергей Вязанкин. В период его руководства Тульским отделением МЖД были созданы первые музейные комплексы на станциях Ясная Поляна (Козлова Засека) и Скуратово.
– Никто не собирается останавливаться на достигнутом, – отметил главный инженер дороги. – Мы намерены отреставрировать таким образом все станции Орловско-Курского направления, а затем, возможно, и другие вокзалы малых городов Тульской области. Этот одновременно творческий и исторический подход стал яркой особенностью региона, о которой говорят далеко за его пределами. Более того, на станциях проводится масштабная реконструкция всего станционного хозяйства, включая железнодорожные пути, обновляется покрытие пассажирских платформ, создаётся безбарьерная среда для маломобильных граждан.

Ряду сотрудников железной дороги Сергей Вязанкин вручил награды – нагрудные знаки, именные часы, благодарности начальника столичной магистрали. В числе награждённых – начальник железнодорожной станции Плавск Алексей Язин, который в период создания комплекса ни на минуту не покидал объекты, на которых велись работы.

Инициатор и идейный вдохновитель подобных тульских проектов – заместитель начальника дороги по территориальному управлению Александр Потапенко отметил поддержку в создании музея в Плавске многолетних партнёров Московской железной дороги, принимающих непосредственное участие и вносящих свой вклад в реконструкцию станций, создание музейных комплексов и сохранение исторического и культурного наследия. Александр Фёдорович поимённо перечислил внушительный список руководителей как промышленных гигантов, так и небольших организаций, оказавших помощь и содействие. В числе таких партнёров названо Плавское хлебоприёмное предприятие. Приняв награду, председатель совета директоров Пётр Ищенко отметил большое значение культурной деятельности ОАО «РЖД» и то, что реконструкция станции Плавск – далеко не первый совместный проект предприятия с железной дорогой. Пётр Ищенко особенно подчеркнул тот факт, что за период существования Плавского ХПП по железной дороге было отгружено 30 тыс. вагонов с продукцией предприятия!

Но вернёмся к истокам. Известно, что железнодорожный транспорт в России начал интенсивно развиваться во второй половине XIX века, в эпоху царствования Александра II. Необходимость строительства железной дороги на юг от Москвы показала тяжёлая для России Крымская война. В 1865 году вышло высочайшее повеление императора о строительстве железной дороги Москва – Курск. А уже в сентябре 1868-го на всём её протяжении началось сообщение. Именно тогда, в селе Сергиевском и появилась станция Паточная, со временем переименованная в Плавск.

Железнодорожники Тульского региона умеют создавать настроение. 29 сентября на вокзале можно было окунуться в эпоху, когда железнодорожное движение между Тулой и соседними городами только начиналось.

Вот неспешно, накрывая собравшихся паром, подкатил к пассажирской платформе красавец-паровоз, который привёз на праздник гостей не только из соседних регионов МЖД – Орловско-Курского и Брянского, но даже из Московско-Смоленского.

В это время по перрону вдоль вокзала прогуливаются крестьянки с собранными в узлы пожитками и мама с ребёнком, которая, держа в руках старый чемодан, ожидает посадки на поезд. Тут же – красноармейцы времён Гражданской войны. Все они словно не замечают, что попали в XXI век. Каждый играет свою роль в спектакле, который посвящён наиболее интересным вехам истории Плавской земли.

Новый историко-культурный комплекс разместился в здании вокзала. В одной из комнат представлены подлинные предметы начала прошлого века, восстановленные мастерами Тульской дистанции гражданских сооружений – тачанка, пулемёт «Максим», другое оружие…

Они находятся здесь не случайно. В период Гражданской войны в Плавске, тогда это было село Сергиевское, располагался штаб Южного фронта Красной Армии. Именно сюда в октябре 1919 года в штаб Южного фронта приезжал Иосиф Сталин. Будучи членом Реввоенсовета фронта, он подписал здесь директиву о создании ударной группы войск для действий против войск Антона Деникина. Обмундирование тех времён также находится среди экспонатов. Есть в комплексе и стилизованная под те времена комната начальника станции, оригинал телетайпа и печатная машинка.

В зале ожидания самого вокзала – тоже экспозиция. Она рассказывает об истории путешествий Льва Толстого и Ивана Тургенева, о советском военном лётчике морской авиации Северного флота, ставшем первым, кому в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание дважды Героя Советского Союза Борисе Феоктистовиче Сафонове. Кстати, свой трудовой путь легендарный лётчик начинал именно как железнодорожник, окончив Тульское железнодорожное фабрично-заводское училище.

На площади перед вокзалом, который, как и обширная прилегающая территория станции, в течение нескольких месяцев проходил комплексную реконструкцию, собралось большое количество плавчан всех возрастов – учащиеся и педагоги школ, представители коллективов предприятий и учреждений района, общественных организаций, жители прилегающего к станции микрорайона и других частей города. Для гостей праздничного мероприятия были организованы разнообразные развлечения – выставки декоративно-прикладного искусства, фотозоны, выступления творческих коллективов, катание на лошадях, а также торговля сувенирами. Здесь же можно было перекусить. Всё это разместилось не только на привокзальной площади, но и в благоустроенных пространствах рядом со зданием вокзала, где построена стилизованная беседка и создан сквер с детской площадкой.

Как дань уважения заслугам предприятий партнёров за вклад в создание музейных комплексов у здания вокзала на вечную стоянку установлен маневровый тепловозик ТГК-2 и старый двухосный вагон-цистерна, в которых перевозилась продукция местных предприятий.

Здесь же, в Плавске, состоялась и шутливая церемония «посвящения в железнодорожники» архитектора Максима Харитонова. Именно по его проектам, под его личным контролем и участием проведена реконструкция станций Щёкино, Мордвес, а теперь – Плавска. Максиму Харитонову торжественно вручён юбилейный нагрудный знак ОАО «РЖД» «180 лет железным дорогам России».

Приветствуя земляков и гостей Плавской земли глава администрации муниципального образования Плавский район Андрей Гарифзянов отметил большое значение создания в Плавске нового историко-культурного комплекса и выразил надежду, что это будет способствовать развитию туристического потенциала Плавского района. Подарком от лица плавчан представителям Московской железной дороги стало уникальное кондитерское изделие, штучно выпускаемое мастерами Плавского РАЙПО под брендом «Тульское оружие», – большой тульский пряник в форме ружья с такими же пряничным «патронами».

А затем тульские, орловские, курские железнодорожники, почётные гости и все желающие переместились на электропоезде в Тулу – именно здесь, на Московском вокзале города-героя, эстафету празднования принял глава муниципального образования город Тула Юрий Цкипури. Вместе с депутатом Государственной думы Владимиром Афонским он отметил важную роль железнодорожного транспорта для города и области.
– Железная дорога прочно вошла в экономическую и социальную жизнь Тульского края, многократно увеличив его промышленный и оборонный потенциал, сделав поездки до столицы быстрыми и комфортными, – заявили высокие гости.

После короткого митинга на вокзале праздник продолжился в центральном парке областного центра. Здесь по инициативе дорожной профсоюзной организации и её тульского регионального обособленного подразделения состоялся великолепный семейно-спортивный праздник. На разных площадках парка железнодорожники соревновались в волейболе и футболе, а на центральной эстраде прошёл замечательный концерт и лотерея, сувениры для которой предоставил НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». В парке также состоялась церемония награждения наиболее отличившихся железнодорожников, награды которым вручили Сергей Вязанкин, Владимир Афонский, Александр Потапенко и Борис Парамонов. Не скучали и дети железнодорожников – весёлые лица украшал аквагрим, аниматоры запускали мыльные пузыри и воздушные шары, дети и их родители катались в запряженной лошадью карете и в маленьком электрическом автобусе, в общем скучать железнодорожникам не пришлось!

Олег Трунов
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31