18 июня 2021 06:23

Идеям дают оценку

Прошёл ровно месяц с начала работы краудсорсинговой платформы ОАО «РЖД» «Про Движение». Первые итоги её работы – 199 идей, 16 из которых уже одобрены экспертами.
Задача площадки – поиск перспективных идей по улучшению технологии перевозочного процесса, а также вовлечение экспертов в совершенствование управления перевозками. Как рассказал руководитель проекта «Про Движение», первый заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» Дмитрий Вербов, за месяц работы на платформе зарегистрировался 741 пользователь, подано 199 идей, 16 из которых уже одобрены экспертами и поступили на рассмотрение рабочей группы по совершенствованию технологии управления перевозочным процессом. Потенциал ещё более 30 предложений будет уточнён в ближайшее время. Кстати, выяснилось, что настоящий рационализатор никогда не отдыхает – 28 идей были поданы в субботу и воскресенье.

Зарегистрированных на портале участников оценивают по балльной системе. Баллы начисляются за идеи, одобренные экспертами, за комментарии, направленные на доработку идей других участников, за поддержку идей другими пользователями.

Лучшим в рейтинге пользователей за это время стал начальник отдела судебно-арбитражной работы юридической службы Западно-Сибирской дороги Сергей Колыбалов, набравший 1719 баллов. Из 20 опубликованных им идей одна принята, ещё восемь рассматриваются экспертами.

В основе одобренной идеи «Ответственность грузоотправителя за выполнение ГУ-12» лежит аналитика потока судебных дел о взыскании с контрагентов ОАО «РЖД» платы за нахождение вагонов на путях общего пользования по причине их неприёма грузополучателями. Исследование показало, что количество порожних вагонов, которые следуют к грузоотправителям, существенно превышает число, необходимое для погрузки.

Заявка формы ГУ-12 – план работы грузоотправителя и перевозчика. Под неё планируется работа перевозчика. Сейчас в ГУ-12 указываются необходимое количество вагонов и список операторов, которые должны их поставить по имеющимся с ними договорам, но не указывается точное число порожняка, ожидаемое от каждого оператора. Нет договорённости о количестве порожняка и с его поставщиками, каждый из которых старается задействовать как можно больше свободных вагонов. И на заявку отправляется больше подвижного состава, чем необходимо для отправки груза.

Кроме того, за 10 дней до срока погрузки заявка может быть откорректирована в сторону уменьшения, что исключает и так минимальную по меркам крупных грузоотправителей ответственность. Но к этому времени порожняк из портов в Кузбасс уже идёт, усугубляя проблемы с пропускной способностью.

В итоге складывается ситуация, при которой количество заадресованных в Кузбасс порожних вагонов превышает перерабатывающую способность станций этого напряжённого узла.
«Я предлагаю ужесточить требования к грузоотправителям. Они должны раз в месяц заявлять к перевозке требуемый объём порожняка, прописывая точно, сколько поставит каждый из операторов, – рассказывает Сергей Колыбалов. – РЖД, в свою очередь, гарантируют, что это количество вагонов, предъявленное операторами, будет доставлено на станцию к оговорённому сроку. Если же заявка будет ближе к дате погрузки уменьшена или по ней отправлено значительно больше вагонов, чем требуется, грузоотправитель должен будет компенсировать РЖД затраты на запланированные, но неосуществлённые перевозки и часть упущенной выгоды».

По мнению Сергея Колыбалова, изменение порядка подачи, рассмотрения и выполнения ГУ-12, повышение ответственности за её неисполнение могут поставить ОАО «РЖД» в равные условия с клиентами и помогут формировать размеры порожних вагонопотоков в зависимости от потребностей погрузки.

Первый месяц работы платформы является, по существу, тестовым. Пользователи присматриваются к ресурсу, оценивают его удобство и перспективность, выдвигают предложения по улучшению. В частности, Сергей Колыбалов предлагает создать на портале форум для общения пользователей до формирования идеи, определения её актуальности именно для сети, а не для отдельно взятых участков или дорог.
«Следующий шаг – объединение похожих предложений и привлечение авторов к их углублённой проработке, а некоторых из наиболее активных участников – и к деятельности рабочей группы, – пояснил Дмитрий Вербов. – Второе важное направление деятельности – вовлечение большего количества участников. Краудсорсинг работает на эффекте масштаба, здесь важен максимальный охват людей с разным опытом работы и взглядами на проблему. Тогда количество перейдёт в качество. Рассчитываем за первый год работы привлечь на платформу 10 тыс. участников. И конечно, нужно вовлекать больше людей со стороны: наших партнёров, грузоотправителей, операторов вагонного парка».

Таковы основные направления работы команды проекта до конца года. Следующие промежуточные итоги будут подведены 25 декабря.

Александр Зубов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31