13 июня 2021 05:30

Университет будущего

Задача отраслевых вузов – учить с опережением

Высокие технологии проникают во все сферы жизни. Меняется мир – меняются профессии: одни уходят «на пенсию», другие – трансформируются в соответствии с требованиями времени. О том, какой он, железнодорожник 4.0, и кто займётся его подготовкой, рассказал «Гудку» Борис Лёвин, ректор Российского университета транспорта (МИИТ), президент Ассоциации вузов транспорта.
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ)
– Борис Алексеевич, с развитием техники и технологий меняется и рынок труда. Появления каких новых железнодорожных профессий можно ожидать?
– Мы вступили в эпоху четвёртой индустриальной революции, которая характеризуется проникновением в производство киберфизических систем. Считаю, что ОАО «РЖД» по многим показателям уже отвечает критерию 4.0, а железная дорога будущего – это транспортно-логистическая система, требующая повышенного внимания к информационным технологиям. А главная задача отраслевых вузов – готовить специалистов с опережением, с учётом трендов развития железнодорожного транспорта.
РУТ (МИИТ) уже давно реализует образовательные программы, связанные с автоматизацией производственных процессов, внедрением информационных технологий, робототехники. Мы открыли и планируем открыть в ближайшее время ряд новых железнодорожных специальностей и направлений подготовки, отвечающих критерию 4.0, связанных с цифровизацией и управлением цифровыми транспортными системами, организацией перевозок и управлением на железнодорожном транспорте, логистикой, мультимодальными перевозками, высокоскоростным движением.
Надо сказать, что основным критерием кадрового обеспечения отрасли является востребованность выпускников. Специальности и направления подготовки, не отвечающие этому критерию, уйдут в прошлое вместе с невостребованными профессиями.

– Какие навыки и компетенции понадобятся работникам железнодорожного транспорта в ближайшей перспективе?
– Формирование железнодорожника 4.0 уже во многом заложено в образовательных программах отраслевых университетов. Специалисту будущего понадобятся знания для работы в мультимодальной и цифровой среде, он должен уметь управлять сложными техническими системами и большими объёмами информации, обладать навыками системного анализа, владеть информационными технологиями управления, в том числе IT-сервисами.
Будут востребованы способность к творчеству и креативность, умение работать в команде и управлять проектами и, конечно, клиентоориентированность.
Наша задача – обеспечить комплексную подготовку специалистов для железной дороги 4.0 с сохранением высокого уровня фундаментальных и профессиональных знаний, практических навыков.

– Какими должны быть преподаватели, способные готовить специалистов будущего?
– Транспортные вузы обладают преподавателями высокого уровня. Например, в РУТ (МИИТ) существует система подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) как внутри вуза, так и на ведущих предприятиях ОАО «РЖД» и в других транспортных российских и зарубежных компаниях.
Одним из основных критериев оценки эффективности деятельности ППС является внедрение в образовательный процесс результатов научной деятельности. Главное, чтобы каждый преподаватель вёл активную научную работу и эффективно использовал её плоды в образовательном процессе.
Тесную связь образования с производством обеспечивают и ведущие специалисты ОАО «РЖД», которые выступают с лекциями по наиболее актуальным для отрасли вопросам.
Разумеется, мы используем и передовой зарубежный опыт – нашими лекторами являются учёные ведущих университетов Азии и Европы, специалисты авторитетных во всём мире компаний и корпораций.

– Как быстро РУТ (МИИТ) станет университетом 4.0?
– Молодёжь охотно идёт в отраслевые вузы. При этом наблюдается постоянное увеличение интереса к инженерному образованию. Так, в этом году конкурс на инженерные специальности и направления, например, у нас вырос на 40% по сравнению с 2017 годом. Считаю эти результаты общей заслугой университета и ОАО «РЖД».
Дополнительным стимулом к получению транспортного образования являются результаты деятельности компании и её кадровая политика, в значительной степени повышающие престиж и перспективность профессии железнодорожника. Приведу несколько цифр, касающихся РУТ (МИИТ): ежегодно на предприятия транспортного комплекса трудоустраиваются до 70% молодых специалистов с дипломами об окончании университета (целевики – практически 100%).
Между тем четвёртая индустриальная революция выстроила неразрывную цепочку из трёх звеньев: транспорт 4.0 – специалист 4.0 – вузы 4.0. Отличительная особенность модели вуза 4.0 – лидирующие позиции в кадровом и научном обеспечении развития высокотехнологичных отраслей, подготовка специалистов, которых не надо доводить на предприятиях реального сектора экономики до уровня, соответствующего требованиям производства. Уверен, что РУТ (МИИТ) во взаимодействии с главным стратегическим партнёром – ОАО «РЖД» пройдёт путь от университета 3.0 до университета 4.0.

– Сегодня ОАО «РЖД» отмечает день рождения. Это ведь общий праздник?
– 1 октября 2018 года наш стратегический партнёр отмечает 15-летие. От имени многотысячного коллектива РУТ (МИИТ) поздравляю трудовой коллектив крупнейшей транспортной компании страны с этой датой. Убеждён в уверенном движении ОАО «РЖД» к новым, самым высоким рубежам развития, дальнейшем упрочении нашего партнёрства.

Беседовала Юлия Соловьёва

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31