13 июня 2021 06:06

РЖД стали драйвером экономики страны

Геннадий Фадеев, советник генерального директора ОАО «РЖД»

– Геннадий Матвеевич, вы дважды были министром путей сообщения и первым президентом ОАО «РЖД». Когда начинались реформы в железнодорожной отрасли в начале 1990-х, какие задачи вы ставили перед собой?
– В 1990-х годах, когда произошёл распад СССР, нам удалось создать и сохранить Министерство путей сообщения Российской Федерации. Это была главная и ключевая задача на тот период, не менее важная, чем последующее реформирование отрасли.
Если бы этого не удалось сделать, то трудно даже представить, что бы произошло с нашей страной в то нелёгкое время. Егор Гайдар назвал это «подвигом, которому не было равных» в новейшей истории страны.
И только десятилетие спустя, когда экономика страны стабилизировалась и начался её подъём, правительство и МПС вплотную подошли к выработке концепции реформирования железнодорожной отрасли.
Я тогда возглавлял Московскую железную дорогу и являлся членом коллегии МПС. Неоднократно принимал участие в совещаниях самого высокого уровня – и в правительстве, и у президента страны. И на каждом таком мероприятии выдвигал ключевые принципы для реформирования отрасли. Их несколько.
Первый и главный: необходимо сохранить единство существующей инфраструктуры и системы управления перевозками.
Второй: государство должно осуществлять полный контроль сети железных дорог.
Третий: на законодательном уровне должен быть ограничен оборот имущества, который вносится в уставный капитал компании.
Четвёртый: создаваемая компания в обязательном порядке должна осуществлять перевозки для нужд государства.
Эти принципы затем легли в основу программы структурной реформы министерства, которую мне предстояло реализовать на посту министра путей сообщения.
Надо сказать, что в целом удалось сохранить вышеперечисленные принципы, а следовательно, сохранить единство железнодорожной инфраструктуры. Ведь железные дороги – это кровеносная система, которую нельзя разрывать. Страна этого не выдержит.

– Но реформы – это не самоцель, они должны корректироваться в зависимости от требований рынка, пользователей услуг железных дорог, не так ли?
– Безусловно, не самоцель, а рыночная необходимость. Сказал А, надо говорить и Б. Ведь технологии постоянно развиваются, двигаются вперёд, нельзя стоять на месте и жить прошлым. Что и делает нынешнее руководство ОАО «РЖД».
Закупаются новые, самые современные отечественные локомотивы и вагоны, путевая техника, которые по своим техническим характеристикам не уступают западным аналогам.
Благодаря усиленной модернизации инфраструктуры путь сегодня стал мощным, надёжным и безопасным.
РЖД стали действительно драйвером не только машиностроения, но и в целом экономики страны. Предъявляемые ОАО «РЖД» высокие требования к производителям заставили металлургов, транспортных строителей, машиностроителей, электроэнергетиков провести глубокую модернизацию предприятий и закупить новейшее оборудование и технологии.
А реализация проекта ВСМ Москва – Казань поднимет планку инновационных технологий на качественно новый уровень. Россия – большая страна, она создана для ВСМ. Мы должны ездить с большими скоростями и в комфортных поездах последнего поколения. И я очень надеюсь, что проекты по созданию сети ВСМ в стране будут доведены до конца.

– Почему не приватизировали в своё время компанию?
– Нельзя этого делать. Всё равно что страну приватизировать. Ведь РЖД – это государствообразующая системная компания. Приватизации надо всячески избегать. Не знаю, может быть, когда-нибудь и настанет такое время, но не в ближайшие десятилетия.

Беседовал Карен Агабабян

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31