05 августа 2020 16:32

Фундамент путевого комплекса

Механизированные комплексы по ремонту земляного полотна доказали свою эффективность

Земляное полотно – фундамент инфраструктуры путевого комплекса. Без его качественного содержания, реконструкции и ремонта невозможно обеспечить надёжность грузоперевозок и пассажирского движения, в том числе высокоскоростного. «Гудок» рассказывает об опыте содержания земляного полотна на Свердловской дороге.
Илья Литвинов, начальник дистанции инженерных сооружений Свердловской дирекции инфраструктуры
– Илья Михайлович, объёмы ремонта земляного полотна, выполненные механизированными комплексами на Свердловской железной дороге, растут с каждым годом. Чем вызвано повышенное внимание к этой сфере?
– На 1 января эксплуатационная длина земполотна в границах Свердловской дороги составила около 7 тыс. км, из них 18,2% – дефектные или деформирующиеся места (по большей части из-за завышения крутизны откосов). Таковы данные сетевого диагностического комплекса «ЭРА». Причина завышения крутизны откосов и их отклонения от проектных очертаний – в излишках старого балласта, выгруженного после ремонта пути.

– Проблемы с земполотном проявились не в одночасье. Как они решались до появления на дороге механизированных комплексов?
– С 1984 по 2009 год у нас действовала путевая машинная станция, которая на протяжении всех этих лет и занималась «лечением» земляного полотна, то есть устранением пучинистых участков, очисткой кюветов, нагорных канав и откосов насыпей, укреплением наименее устойчивых из них – через отсыпку контрбанкетов. Годовая выработка достигала 300 тыс. м в год.
Но в 2009-м она была упразднена в ходе структурных преобразований. До 2011-го, вплоть до создания нашей дистанции инженерных сооружений, целенаправленно земполотном никто не занимался. Увеличение дефектности оставалось только вопросом времени. Так и произошло. С 2012 по 2014 год протяжённость земляного полотна с дефектами выросла с 145,5 до 502,3 км. Схожая ситуация сложилась по кюветам, водоотводным и нагорным канавам.
В 2014 году начальник Свердловской дороги принял решение о приобретении техники с её объединением в механизированные комплексы по ремонту земляного полотна в нашей дистанции инженерных сооружений. И в первый же год объём выполненных работ составил почти 35 тыс. куб. м.

– Комплексы взяли на себя все функции той путевой машинной станции? Или круг их возможностей ещё шире, чем у предыдущего формирования?
– Основная задача механизированных комплексов – ремонты земполотна на прогрессивном организационном, техническом и технологическом уровне. Такая формулировка и определяет их функции. Наши комплексы выполняют капитальный ремонт земляного полотна, его состояние стабилизируется.
Их можно задействовать на мероприятиях, связанных с пропуском паводковых и ливневых вод, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также механизированные комплексы всё активнее привлекаются к подготовке фронтов работ для грядущей модернизации пути. Из этих примеров видно, что функционал их довольно широк и разнообразен.

– Какая техника входит в арсенал таких механизированных комплексов? Оснащение каждого из них неизменное или, наоборот, они обновляются?
– Сейчас на дороге сформировано девять комплексов. Их состав практически идентичен. Есть основная техника – экскаваторы и бульдозеры разных типов, а также вспомогательная – самосвалы, УАЗы и жилые вагоны.
Приобреталась она постепенно. Например, осенью 2015 года в дополнение к уже имевшимся комплексам было сформировано ещё три. И в дальнейшем техника поступала регулярно – как за счёт средств начальника дороги, так и по инвестиционной программе. Благодаря этому нам удаётся выполнять заданные объёмы работ.

– Каковы ключевые показатели работы этих комплексов? Верно ли, что в 2016 году комплексы выработали миллионный кубометр?
– Именно так. В тот год планировалось выполнить работы на 177 км, или 101 участке, по Екатеринбургскому и Пермскому регионам. Общий объём – 1 млн 123 тыс. куб. м. И 27 ноября 2016 года бригада второго комплекса выработала миллионный кубометр грунта. Этого рубежа она достигла на полигоне Дружининской дистанции пути при обустройстве контрбанкета.
По итогам всего 2016 года объём работ, выполненных механизированными комплексами, составил 1 млн 127 тыс. куб. м. Показатели 2015-го меньше в два с лишним раза.
Постоянно возрастающие результаты переводят ремонт земполотна на Свердловской железной дороге в совершенно иную плоскость.
С 2014 года выполнены работы общим объёмом 3 млн 796 тыс. кубов грунта и протяжённостью 470 км.
С 2015-го с помощью механизированных комплексов отремонтировано 15 перегонов.
За счёт восстановления системы водоотводов состояние пути здесь теперь оценивается в среднем в 26 баллов.
Приведу ряд показательных примеров. Перегон Кузьма – Кабалуд до ремонта имел показатель 72 балла. Сразу после него, на 1 июня нынешнего года, – уже 13. Участок Кукуштан – Ергач оценивался в 143 балла, а теперь держится в районе 36.

– Каков объём работы комплексов в нынешнем году и какой фронт ремонта в числе приоритетных?
– На 2018 год запланированы работы на 23 участках верхнего строения пути с привлечением всех механизированных комплексов. Общий объём составит 1 млн 758 тыс. куб. м протяжённостью 317 км.
Для предотвращения отказов в движении поездов на перегоне Сарга – Сабик в нынешнем году организована разработка обводнённого скально-обвального участка между 1692-м и 1697-м км. Здесь будут задействованы шесть механизированных комплексов.
Это позволит не только обеспечить нужный уровень безопасности движения поездов, но и облегчить задачи путевых машинных станций на усиленном капитальном ремонте пути.
Мы подготовим площадку для выгрузки отработанного балласта. Он не будет лежать на откосах насыпей, выемок. Это поможет предупредить образование балластных шлейфов и засорение водопропускных канав. Уже сегодня объём завершённых работ на участке Сарга – Сабик составляет 153 тыс. 359 куб. м.

Беседовал Евгений Невольниченко



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31