19 мая 2021 04:40

Государство гарантирует движение

Частные операторы не справились с обслуживанием маршрутов в Великобритании

Железнодорожное сообщение на магистрали восточного побережья Великобритании East Coast Main Line вернётся под государственный контроль с 24 июня. Частные компании Stagecoach и Virgin не справились с выплатами за использование маршрута и сложили с себя обязательства по решению Министерства транспорта страны.
Министерство транспорта Великобритании возьмёт на себя контроль над магистралью до 2020 года, когда будет заключено новое соглашение, основанное на совместном сотрудничестве государства и частной компании, которая выиграет тендер.

Напомним, что железнодорожной инфраструктурой Великобритании владеет государственный железнодорожный оператор Network Rail. Пассажирские маршруты Великобритании поделены на региональные франшизы, каждая из которых управляется частной операторской компанией. Эти компании подают заявки на семи- или восьмилетние контракты, которые заключаются Министерством транспорта Великобритании. Аргументом в пользу использования франшиз является то, что в этом случае рискуют частные компании, а не налогоплательщики.

Магистраль восточного побережья East Coast Main Line имеет протяжённость 632 км, соединяет Лондон и Эдинбург и проходит через города Лидс, Йорк и Ньюкасл.

Маршрут находился под совместным управлением компаний Stagecoach (90% франшизы) и Virgin (10% франшизы) с 2015 года. Компании согласились выплатить в общей сложности 3,3 млрд фунтов стерлингов до 2023 года в виде разовых платежей. В обмен на выплаты им было дано право оперировать железнодорожным движением на маршруте. Франшиза существовала под названием Virgin Trains East Coast.

Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group, которая включает в себя более 400 компаний, утверждает, что Network Rail давала обещание обновить инфраструктуру. По его словам, это увеличило бы пропускную способность и объём пассажиропотока, а задержка реконструкции сделала ставку двух компаний неадекватной реальному положению вещей.

Магистраль переименуют – она получит имя Железной дороги Лондона и Северо-Востока (London and North Eastern Railway, LNER), которое заимствовано из 1940-х годов. Министерство транспорта планирует разработать новую модель франшизы, которая будет основана на более тесном сотрудничестве между частной компанией и Network Rail. Работники магистрали перейдут к новому работодателю без изменений заработной платы. Пассажиры также не почувствуют изменений.

Virgin Trains East Coast стала третьей франшизой, которая не справилась с обязательствами на этом маршруте.

В 2005 году компания GNER подписала 10-летний контракт на сумму 1,34 млрд фунтов стерлингов. Эта сумма оказалась самой большой в истории железных дорог на территории Европы. Компания сложила с себя обязательства спустя год после подписания.

В 2007 году компания National Express заключила контракт на использование маршрута на сумму в 1,4 млрд фунтов стерлингов и передала его обратно в ведение государства в 2009 году. Магистраль находилась в управлении государства до 2015 года, когда был заключён контракт со Stagecoach и Virgin. Можно сделать вывод, что в третий раз частные компании во время торгов переоценили будущую прибыль от использования маршрута. Критика в адрес государства связана с тем, что по правилам торгов оно обязано оценить, насколько реальными являются заявленные частными компаниями ставки.

Министр транспорта Великобритании Крис Грэйлинг утверждает, что ответственность за неудачу лежит исключительно на самих компаниях, которые неверно оценили будущий рост пассажиропотока.

Генеральный секретарь Союза машинистов Aslef Мик Вилан придерживается мнения о том, что практика показала несостоятельность существующей модели управления железными дорогами.
«Мы говорим это уже давно – железные дороги Великобритании должны управляться государством, а не использоваться частными компаниями, потому что они не справляются», – считает он.

Мария Бородаевская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31