19 мая 2021 05:49

Юбилей Юбилейной

За летний сезон Дальневосточная Малая магистраль приобщит к профессии более 500 школьников

Детские железные дороги (ДЖД) открывают сезон перевозок. Некоторые уже начали возить пассажиров, другие приступят к этому с наступлением лета. А в последнее воскресенье мая в 60-й раз летний сезон стартовал на Дальневосточной ДЖД в Хабаровске.
За шесть десятилетий Малая магистраль, которая летом работает шесть дней в неделю, полюбилась хабаровчанам. Сюда постоянно приезжают семьями. В прошлом году ДЖД перевезла 10 тыс. человек, и, как уверяют железнодорожники, это не предел. Уже в день открытия 60-го сезона на перроне яблоку было негде упасть, люди выстраивались в очередь перед вагонами.

Кроме организации детского и семейного отдыха ДЖД решает важную кадровую задачу, отмечают в управлении Дальневосточной магистрали: здесь прививают любовь к железнодорожным профессиям ребятам в возрасте от 11 до 17 лет, предоставляя им возможность стать на время настоящими путейцами, машинистами, дежурными по станции или проводниками. «На Детской дороге закладывается фундамент будущего ДВЖД», – подчеркнул начальник Дальневосточной дороги Николай Маклыгин.

В этом году ряды юных железнодорожников пополнили ещё три десятка мальчишек и девчонок. В день открытия сезона они произнесли клятву и познакомились с будущими наставниками. Всего за время летних каникул производственную практику на ДЖД пройдут более 500 школьников. И с задачей подготовки кадров ДЖД справляется успешно: более половины воспитанников затем приходят на большую магистраль или в организации, связанные с железнодорожными перевозками.

Начиналась история ДЖД в Хабаровске в 1958 году. «В школах объявили набор желающих стать юными железнодорожниками. Директор зашёл к нам в класс, показал фотографии Малой магистрали в Свободном и спросил: кто хочет попробовать? И мы загорелись», – вспоминает Анатолий Гаридов из первого набора ДЖД.

Несколько раз в неделю школьники приезжали в управление ДВЖД, где для них специально подготовили учебный класс. «Ближе к лету с нас сняли мерки, чтобы сшить форму, – продолжает ветеран. – Когда мы примерили новые кители и фуражки, были в таком восторге, что не стали переодеваться, поехали в них домой».

Детская дорога открылась накануне 100-летия Хабаровска, поэтому единственная на тот момент станция получила название Юбилейная. Протяжённость путей, проложенных вокруг Совхозного парка, не превышала тогда 600 м. Первый поезд представлял собой мотовоз с четырьмя открытыми деревянными вагонами. Но уже через год на ДЖД пришёл настоящий паровоз, который прежде работал на узкоколейке одного из леспромхозов. Вскоре длина дороги увеличилась до 3,3 км, вместо кольца появилась линия, а к Юбилейной добавилась станция Пионерская.

Во второй половине 60-х Детская дорога вновь претерпела изменения. В районе улицы Карла Маркса, куда выходила ДЖД, началось новое строительство, станцию Пионерская перенесли в другое место. Длина дороги немного уменьшилась, и с тех пор её маршрут остаётся неизменным.

Хозяйство ДЖД постепенно росло. В 1972 году на Юбилейной построили локомотивное депо со смотровой канавой, в 1976-м установили автоблокировку, устроили межстанционную телефонную и громкоговорящую связь. Придорожная территория со временем превратилась в парковую зону с соснами и фруктовым садом. На магистрали оборудовали кассу, стрелочные посты, охраняемые переезды, спортивную площадку.

На смену тепловозам серии ТУ2, проработавшим на Детской дороге почти 20 лет, сначала пришли ТУ7, а пассажиры пересели из вагонов производства польской фирмы Pafawag в ПВ40 Демиховского машиностроительного завода. Сегодня на ДЖД работает уже новое поколение подвижного состава – локомотив ТУ10 и вагоны ВП750.

Меняли дорогу и сами дети. Как вспоминал бывший начальник ДЖД Анатолий Григорьев, проработавший в этой должности 32 года, в 1970–1980-х был очень сильный соревновательный дух. Чья смена отработала лучше, решал совет юных железнодорожников. Из-за этого дети почувствовали себя взрослыми, ответственными за то, что делают.

Дальневосточная ДЖД пережила за 60 лет разные времена. После перестройки она оказалась на грани закрытия: персонал сократили, финансирование свели к минимуму. Ситуация изменилась в начале 2000-х: капитально отремонтировали вокзал, обновили путь с полной заменой верхнего строения, средства сигнализации, централизации и блокировки и связи. Десять лет назад на станции Пионерская открылся новый учебно-бытовой корпус, часть площади которого отвели под жилые комнаты для иногородних воспитанников. Возможность обучаться железнодорожному делу получили школьники не только из Хабаровска, но и из других городов и посёлков края.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31