19 мая 2021 04:55

Собиратель кирпичей

Ведущий технолог службы техполитики стал специалистом по старинному стройматериалу

Необычная выставка готовится к открытию в музее истории Куйбышевской дороги – экспозиция старинных клеймёных кирпичей. Экспонаты предоставил ведущий технолог службы технической политики КбшЖД Алексей Лопатин.
Коллекционировать клеймёные кирпичи Алексей начал четыре года назад. Хобби подсказала жена Екатерина – она увлекается историей и архитектурой Самары и обратила внимание супруга на артефакты, которые буквально валяются под ногами.

Первый кирпич для коллекции Лопатин нашёл возле старинного купеческого дома на улице Льва Толстого. Это было огнеупорное изделие завода Ивана Костина – нижегородского крестьянина, который в 1862 году открыл в Поволжье гончарный, изразцовый и кирпичные заводы.
«Примечательно, что в Самаре до 1859 года не было ни одного крупного кирпичного завода, только мелкие кустарные мастерские, – рассказывает коллекционер. – Часто кирпичи делали непосредственно на месте строительства или выписывали из других губерний. Да и сам город до середины XIX века был в основном деревянным, за исключением храмов. И только после нескольких крупных пожаров Самара стала застраиваться зданиями из огнеупорного кирпича, появились первые кирпичные заводы».

В обязательном порядке ставить на кирпич клеймо в России стали требовать в XVIII веке. Специальному надзорному органу – Архитектурной экспедиции – нужно было знать, кого в случае чего наказывать за ненадлежащее качество стройматериала.

Постепенно клеймение превратилось в особую разновидность прикладного искусства. Дополнительную привлекательность кирпичи обрели с 40-х годов XIX века, при переходе на машинное производство: при ручном изготовлении из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами.
«Клеймёные кирпичи могут рассказать о владельце производства, о здании, из них построенном, о развитии гончарного и кирпичного дела в России. Это захватывающе интересно», – говорит Алексей Лопатин.

В его коллекции более 60 раритетных кирпичей с клеймами. Есть клейма в виде кошачьих лап и человеческих рук. «Рабочие-формовщики нередко так развлекались», – объясняет Алексей.

Лицевая, самая большая плоскость кирпича называется постель, в зависимости от укладки она может быть верхней или нижней. Большая боковая поверхность – это ложок, маленькая – тычок. Клеймо ставили на любой из этих частей.

Клейма на тычке и ложке в кладке стен или сводов использовались как элементы декора. Они должны были отчётливо восприниматься не только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов. А спустя века и десятилетия клейма на кирпиче служат вспомогательным признаком для уточнения времени строительства при проведении ремонтно-реставрационных работ.

Часть музейной экспозиции – это кирпичи с железнодорожной историей: сохранившимся постройкам Самаро-Златоустовской железной дороги около 150 лет. Посетители увидят экземпляры с клеймами «ВОЛГА» и «ПР.-ВОЛГА». «В 1876 году при подготовке строительства знаменитого железнодорожного Александровского моста через Волгу вблизи станции Батраки был основан посёлок Правая Волга. Для нужд строительства там наладили кирпичное производство. Позднее продукция широко использовалась и в гражданском строительстве», – рассказывает Алексей Лопатин.

В локомотивном депо Самара коллекционер обнаружил кирпичи с клеймами «З.Ф. Рябов» и «АСРЯ». Первое указывает на завод Фёдора Рябова, работавший в 1887 году. А вот загадочная аббревиатура АСРЯ пока остаётся тайной, которую Алексей Лопатин надеется со временем раскрыть.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31