19 мая 2021 06:03

Уголь у моря

На Дальнем Востоке появится ещё один порт мощностью 18 млн тонн в год

На прошлой неделе в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018) ОАО «РЖД» и АО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (СДС) заключили инвестиционное соглашение по проекту создания морского порта в районе бухты Суходол. На реализацию проекта инвестор потратит 30 млрд руб.
Отметим, что СДС через дочернее предприятие АО ХК «СДС-Уголь» контролирует ряд угольных разрезов, шахт и обогатительных фабрик и занимает третье место в РФ по добыче угля (27,6 млн тонн в 2017 году).
«В соглашении стороны выразили готовность установить на взаимовыгодной основе сотрудничество в области реализации проекта «Создание нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации в бухте Суходол морского порта Владивосток», – говорится в официальном пресс-релизе ОАО «РЖД».

Ранее АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) подписало соглашение об инвестиционной деятельности с ООО «Морской порт «Суходол» (входит в структуру СДС), в рамках которого будет построен специализированный порт для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. «Дочка» СДС, являясь резидентом свободного порта Владивосток (СПВ) – портовой зоны, пользующейся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования, вложит в реализацию проекта порядка 30 млрд руб.

В 2014–2015 годах 50% ООО «Морской порт «Суходол» контролировала частная инвестиционная группа Volga Group (VG, объединяет активы бизнесмена Геннадия Тимченко), выкупив долю у СДС. Однако руководство VG решило выйти из проекта из-за снижения цен на уголь, а также удорожания проекта (изначально вложения оценивались в 18 млрд руб., а мощность порта планировалась на уровне 20 млн тонн в год) и продало долю в проекте обратно СДС.

Предполагается, что первая и вторая очереди угольного порта обеспечат перевалку 12 млн тонн груза в год. Строительство будет закончено в 2021 году. Третья очередь, которая будет построена в 2022 году, увеличит объём перевалки угля ещё на 6 млн тонн – до 18 млн тонн. Для сравнения: другой резидент СПВ – АО «Восточный порт» (входит в ООО «Управляющая портовая компания») перевалило в прошлом году 23,2 млн тонн.

Новый терминал должен решить имеющиеся проблемы в портах региона по объёмам хранения, скорости обработки вагонов и ограничению судозаходов. Планируемый комплекс будет полностью отвечать требованиям экологического законодательства. Он разместится на землях промышленности и транспорта Романовского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, в северной части бухты Суходол. Все береговые объекты складского назначения будут расположены за пределами прибрежной полосы и водоохранной зоны Японского моря, которая составляет 500 м.
«Проектирование терминала завершено, получены положительные заключения по экологическим и государственным экспертизам Главгосэкспертизы не только по портовым терминалам, но и по внешней инфраструктуре – железнодорожным путям и энергетике. Получено разрешение на строительство всех объектов инфраструктуры порта и объектов внешней инфраструктуры. Строительство начнётся во второй половине 2018 года», – подчеркнула финансовый директор ООО «Морской порт «Суходол» Ольга Корниенко.

Наличие современных высокотехнологичных специализированных портовых мощностей на Дальневосточном побережье России создаёт возможность для существенного расширения экспорта российских угледобывающих компаний в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего в Японию, Китай, Индию и Корею, говорится в официальном сообщении Министерства развития Дальнего Востока.

Напомним, СДС уже не в первый раз предпринимает попытку создания своего выхода к морю. С 2004 года компания пыталась построить собственные угольные терминалы в порту Усть-Луга (Ленинградская обл.), в районе Мурманска (порт Лавна) и в черноморском украинском порту Южный (входит в тройку портов так называемой Большой Одессы). По разным причинам эти планы СДС воплотить в жизнь не удалось.

Аналитик брокерской компании IFC Markets (компания покрывает в том числе угольный сектор российской промышленности и его лидеров) Дмитрий Лукашов отметил, что СДС является одним из крупнейших угледобывающих предприятий РФ и, скорее всего, станет основным инвестором строительства нового морского порта в бухте Суходол.
«Стремление предоставить доступ к портовой инфраструктуре малым и средним угледобывающим предприятиям можно только приветствовать, так как это придаст хороший импульс для регионального развития», – подчеркнул эксперт.

При этом, по его словам, у БАМа и Транссиба есть особенность – порядка 75% грузопотока по этим магистралям приходится на поставки российского сырья за рубеж.

Как сообщил «Гудку» генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД») Фёдор Пехтерев, проект создания порта в бухте Суходол изначально рассматривался в комплексе с усилением БАМа и Транссиба.
«В следующем году завершится первый этап развития инфраструктуры Восточного полигона, подразумевающий расширение пропускных и провозных способностей на этих магистралях. Эта работа продолжится и на втором этапе, который завершится в 2023 году. Кроме того, реализация второго этапа включает в себя предполагаемое строительство мостового перехода на Сахалин и строительство на острове нового глубоководного порта. И часть объёмов грузов, которые сегодня идут в порты Приморья, планируется переключить на Сахалин. В результате нам удастся сэкономить порядка 200 млрд руб. на строительстве дополнительной инфраструктуры в Приморском крае с учётом развития стивидорных мощностей в регионе. В ближайшее время мы ожидаем решения по началу проектно-изыскательных работ новой железнодорожной линии Селихин – Ныш и непосредственно самого мостового перехода на Сахалин», – подчеркнул генеральный директор ИЭРТ.

Константин Мозговой

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31