11 мая 2021 01:02

Экспорт интереснеe внутреннего рынка

Иван Гришагин, генеральный директор АО «Русская контейнерная компания» (РКК)

По подсчётам, проведённым аналитиками нашей компании, объёмы грузоперевозок и торговли в 2018 году между Россией и западными странами продолжают расти, несмотря на санкции, что подтверждается ростом импорта западных товаров в РФ.

Так, количество контейнеров, въезжающих в российские порты в Балтийском море в 2018 году с импортом товаров, превысило количество контейнеров с экспортом товаров, что произошло впервые за последние почти пять лет.

По нашим данным, в январе – марте 2018 года объём контейнерных перевозок в балтийских портах увеличился до 577 тыс. TEU, что на 7,6% больше по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году. Из этого объёма импорт превысил экспорт на 15 тыс. TEU. Импорт составил более 296 тыс. TEU, экспорт – 281,2 тыс. TEU. В основном это импорт европейских дорогостоящих товаров народного потребления, а на экспорт из России идут энергетические ресурсы.

По мнению специалистов РКК, лидером экспорта в РФ в 2017 году была Германия, на долю которой приходится около 20% от общего объёма импорта контейнерных грузов в РФ. В свою очередь, маршрут Гамбург – Санкт-Петербург по-прежнему остаётся самым оживлённым морским маршрутом в торговле между Германией и Россией, где контейнерный транзит составляет примерно 5–7 дней и стоит в среднем от $950 до $1300 за контейнер. Значительная часть контейнерных грузов из ЕС перевозится в Россию автотранспортом. Большая часть грузов ЕС, перевозимых автотранспортом в Москву и центральную европейскую часть России, проходит через Белоруссию. Груз, предназначенный для юга России, путешествует через Украину, хотя в последние годы объём поставок на этом направлении значительно снизился. Время доставки здесь составляет в среднем 4–9 дней в зависимости от маршрута и стоит от $2,4 тыс. до $2,9 тыс. за каждый TEU.

Что касается железнодорожных грузоперевозок, то в настоящее время товарооборот между ЕС и Россией по железной дороге является не столь впечатляющим по сравнению с морским и автомобильным видами транспорта. Мы объясняем это различием в железнодорожном законодательстве между Европой и СНГ, а также пока ещё слабой конкурентоспособностью большинства железнодорожных перевозчиков на коротких расстояниях. Мы, в свою очередь, активно работаем над исправлением ситуации. В ближайшие один-два года РКК планирует расширить парк подвижного состава и закупить контейнеровозы, также мы прорабатываем новые маршруты, которые позволят ускорить доставку грузов. Как таковой необходимости переориентировать грузопотоки с экспорта на внутренний рынок из-за санкций нет, поскольку суть торговли и заключается в товарообмене между странами. И здесь операторскому сообществу необходима помощь от государства в обеспечении совместимости трафика на колее 1435 и 1520 мм.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31