14 мая 2021 05:06

Заёмщикам дали защитника

Финансовый уполномоченный убережёт граждан от поборов

В регионах с 2019 года появятся уполномоченные, которые будут защищать права клиентов финансовых учреждений. Главный финансовый уполномоченный страны будет назначаться сроком на 5 лет Советом директоров Банка России по представлению председателя ЦБ. Его кандидатура будет согласовываться с главой государства.
Федеральный закон «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» Государственная дума 24 мая приняла в третьем чтении. Первая версия законопроекта была внесена в Госдуму ещё в 2014 году, четыре года потребовалось Минфину и ЦБ для его существенной доработки и согласования со всеми игроками рынка.

Для обеспечения деятельности новых омбудсменов создаётся служба финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финорганизаций. В неё войдут главный финансовый омбудсмен России и его представители в регионах. В первый год работы руководить службой и финансировать её деятельность будет Центробанк.

Закон будет вступать в силу поэтапно – в 2019 году он распространится на споры физлиц со страховщиками. С 1 мая 2020 года омбудсмену можно будет пожаловаться на микрофинансовые организации (МФО), с 2021 года – на банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Омбудсмены будут заниматься досудебным разрешением споров физлиц с финансовыми организациями, если сумма имущественных требований граждан не превышает 500 тыс. руб., в отношении страховых организаций – 100 тыс. руб.

Надо сказать, что подобные услуги уже сейчас оказывают юристы, причём без ограничения суммы требований потребителя к финансовой органиазции. Но если у них услуги платные, то, обращаясь к финансовому уполномоченному, можно надеяться на получение бесплатной помощи.«Потребителю, как слабой стороне спора, помощь финансового омбудсмена будет оказываться бесплатно, – подчёркивает председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. – Само обращение может быть подано как на бумаге, так и в электронном виде, в том числе через МФЦ. Предельный срок рассмотрения обращений – 15 рабочих дней».

Финансовые уполномоченные наделены правами рассматривать обращения, которые ещё не переданы на рассмотрение суда (в том числе третейского) или по которым было вынесено судебное решение. Они могут выносить решения по обращениям, которые по новому закону являются обязательными для исполнения финансовыми организациями.
«В случае неисполнения финансовой организацией его решения омбудсмен выдаст обратившемуся к нему за помощью потребителю удостоверение, которое является исполнительным документом», – поясняет Анатолий Аксаков. На основании этого удостоверения судебный пристав-исполнитель взыщет с финансовой организации средства в пользу потребителя.
«Если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд взыскивает с неё штраф в размере 50% от суммы, присуждённой в пользу потребителя», – отмечает ведущий юрист Европейской юридической службы Раиль Гизятов.

Кстати, в случае несогласия с вердиктом омбудсмена финансовая организация может обжаловать его решение в суде.

Профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» ТюмГУ Валерий Гамукин отметил, что и до принятия этого закона у потребителей была возможность защитить свои права, обратившись с претензией в ЦБ или Роспотребнадзор. Так что, по его мнению, уполномоченным ещё предстоит завоевать доверие потребителей.

В Госдуме считают, что закон не только поможет гражданам в решении их проблем, но и снизит издержки в спорах, разгрузит суды от мелких дел, избавит рынок от псевдозащитников клиентов финансовых организаций.

Виталий Маслюк


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31