19 мая 2021 05:52

Наступившее будущее

Комиссар российского павильона на Венецианской биеннале Семён Михайловский, представляя тему «Станция Россия», отмечает: вокзал – это земля обетованная. А сократить время на дорогу, перемещаясь по просторам нашей страны, помогут высокоскоростные магистрали. Главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков представляет в Венеции проект ВСМ Москва – Казань. В беседе с «Гудком» архитектор Шумаков назвал этот проект не только техническим, но и культурным феноменом.
Николай Шумаков, главный архитектор АО «Метрогипротранс»
– Насколько «Станция Россия» вписывается в основную тему Венецианской биеннале «Свободное пространство» (Freespace)?
– Казалось бы, вокзалы и аэропорты с зонами досмотра, усиленным контролем и обилием силовиков вряд ли можно назвать свободным пространством. Но, сменив угол обзора, в нашем павильоне можно увидеть просторы нашей страны, связанные в единое пространство железной дорогой. Наша экспозиция – это размышление о философии жизни в России, о расстояниях, которые люди в большинстве своём преодолевают на поездах, создавая по ходу движения маленькие коллективы со своими порядками, разговорами и заботами. Люди едут, и так будет всегда.

– Николай Иванович, в чём отличие традиционных вокзалов от вокзалов высокоскоростной магистрали?
– Любой вокзал с момента появления железнодорожного транспорта несёт свою смысловую нагрузку: любая, даже самая маленькая станция является сакральным местом начала нового пути или окончания старого. Здесь люди провожали и встречали близких. Поминали их и молились за них, как в церкви. Здесь всё было привычно: большие часы, порой единственные в населённом пункте, и само здание с обязательными башенками или одной центральной башней. Любой вокзал – и дореволюционный, и советский – всегда дворец. В эпоху промышленной революции он стал порталом в будущее.
Сейчас, когда мы проектируем вокзалы высокоскоростной магистрали, понимаем, что наши поезда, которые будут летать и рвать пространство со скоростью порядка 500 км/ч, – уже наступившее будущее. Вокзалы стали больше, чем порталом для отправления из точки «А» в точку «Б». Вокзалы ВСМ не могут быть привычными, они – воплощение скорости летящего поезда будущего.

– Вы проектируете шесть разных станций ВСМ: Петушки, Дзержинск, Нижний Новгород-аэропорт, Нижний Новгород-Московский, Чебоксары, Казань. Чем они отличаются друг от друга?
– Все они решены в одном ключе. Исключение – станция Нижний Новгород-Московский: она находится в центре города и привязана к старому вокзалу так же, как и станция на Курском.

– Неужели Курский вокзал изменится?
– В целом – нет: основное здание Курского, построенное в 1972 году, станет распределительным залом всего комплекса вокзала и сохранит свой внешний облик. А вот старое здание этого вокзала постройки 1896 года станет частью нового пространства с залами отправления и прибытия пассажиров ВСМ.

– С чем вы приехали в Венецию?
– Мы привезли эскизы будущего наших железных дорог: макеты станций высокоскоростных магистралей и проект самой ВСМ, разработанный ОАО «Метрогипротранс». Это всё размещено в центральном зале «Архитектурное депо» и соединяет прошлое (Павловский вокзал Царскосельской железной дороги), настоящее (Сочинский железнодорожный вокзал) и будущее – станции высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

– Какой из классических вокзалов вы считаете самым грандиозным?
– Триумвират вокзалов – Казанский Алексея Щусева, Ярославский – Фёдора Шехтеля и Ленинградский вокзал Константина Тона. Это великое сочетание усилий трёх великих архитекторов, архитектур и эпох на одном пятачке.

Беседовал Виктор Гавриков


Справка «Гудка»
Николай Шумаков, 64 года. Выпускник МАРХИ. Один из крупнейших современных российских архитекторов, крупный специалист в проектировании подземных транспортных систем. Президент Союза архитекторов России, главный архитектор АО «Метрогипротранс». Член президиума Российской академии художеств, академик Международной академии архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук. Заслуженный архитектор РФ (2010). Специалист по проектированию транспортных систем, автор проектов более 20 станций Московского метрополитена и Бутовской линии лёгкого метро, монорельсовой транспортной системы в Москве, первого в Москве вантового моста, крупнейшего в Европе аэровокзального комплекса Внуково и Западного речного порта (Москва), строящихся линий омского и челябинского метро. За выдающийся вклад в применение новых технологий в архитектуре первым из российских архитекторов был удостоен премии Огюста Перре в 2017 году.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31