11 мая 2021 09:25

Следующая – «Станция Россия»

26 мая открывается одна из культовых архитектурных выставок – Венецианская биеннале

Россия принимает участие в Венецианской биеннале с 1914 года. В этом году впервые партнёром российской экспозиции выступило ОАО «РЖД», а отечественный павильон «Станция Россия» станет железнодорожной станцией с залом ожидания, депо и камерой хранения.
Престижный фестиваль современного искусства и архитектуры проводится в Венеции уже в течение 123 лет. Биеннале не работала только в годы Второй мировой войны.

В этом году общая тема крупнейшей выставки мира – «Свободное пространство» (Freespace). Тему предложили кураторы биеннале, основательницы Дублинского архитектурного бюро Grafton Architects – Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара. Они считают, что свободное пространство – основа архитектуры, в которой заключены такие понятия, как щедрость, человечность и гуманность. По мнению кураторов, свободное пространство исполняет желания и дарит подарки в виде дополнительной территории, природных материалов, воздуха, солнечного и лунного света.

Россия – сама свободное пространство. Её просторы, огромные расстояния, которые соединяют между собой артерии железных дорог, железнодорожные станции и вокзалы, которые на время организуют это пространство. Поэтому российский павильон решён как железнодорожная станция. Он так и называется – «Станция Россия».

Российский павильон разбит на пять условных залов, в каждом из которых посетители будут исследовать настоящее и будущее вокзалов и железных дорог с помощью архивных фотографий, макетов, звуковых инсталляций и видеоарта.

В первом зале – видеоинсталляции Ардена Вальды о системе железных дорог России. Как пояснили «Гудку» в дирекции российского павильона, это многоплановое видео, рассказывающее о масштабах страны и её кровеносной системе – железнодорожных путях, разрезающих пространство и время. Об интенсивности движения, вокзалах: от первого, Павловского Царскосельской железной дороги и до суперсовременных вокзалов, вписанных в сложную урбанистическую среду.

Второй зал – «Проектное депо». Здесь выставлены макеты, фотографии, кадры с камер наблюдения, установленных на колёсах железнодорожных составов. В центре композиции – макет вокзала в Павловске работы архитектурного бюро «Литейная часть – 91» Рафаэля Даянова и архивные фотографии. Здесь же – рисунки и объекты ВСМ Москва – Казань Николая Шумакова, главного архитектора ОАО «Метрогипротранс»; рисунки Никиты Явейна, руководителя Санкт-Петербургского архитектурного бюро «Студия 44», осуществившего реновацию железнодорожного вокзала в Сочи.
«Представлять Россию на главной архитектурной выставке мира – Венецианской биеннале – для нас большая честь и большая ответственность, – рассказал он «Гудку». – К теме, которая будет представлена в российском павильоне в этом году, у меня отношение особое: железнодорожному строительству, архитектуре вокзалов посвятил свою профессиональную жизнь мой отец – конструктивист Игорь Георгиевич Явейн. Два его произведения – вокзал в Курске и вокзал в Великом Новгороде – войдут в ретроспективный блок экспозиции».

«Студия 44» подготовила для экспозиции материалы по вокзалу Олимпийский Парк, построенному к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи, уточнил он. «Я рад, что именно эта наша работа представит современное вокзальное строительство в России. Ведь вокзалы – своего рода визитные карточки городов, и архитектура нашего вокзала, на мой взгляд, поспособствовала формированию имиджа Сочи как города динамичного, устремлённого в будущее, экологически ответственного, – добавил он. – Конечно, не будем забывать о том, что современный вокзал – функционально и технологически сложное сооружение. И, наверное, мы не назовём его красивым, если в нём трудно сориентироваться. Поэтому для нас архитектура вокзала в значительной мере является проекцией потоков движения транспорта, пассажиров, багажа. Она и следует этим потокам, и организует, направляет их».

Третий зал – «Зал ожидания будущего». Здесь футуристические проекты и решения пространства вокзалов архитектурной группы «Горожане» и «Studio 911» на фоне граффити Анатолия Акуе. Как рассказали «Гудку» основатели архитектурной группы «Горожане/ CITIZENSTUDIO» Михаил Бейлин и Даниил Никишин, эта экспозиция рассказывает о путях развития города и архитектуры через призму главной темы российского павильона.
«В своём графическом проекте «Великая русская река» мы показываем, как железная дорога проходит через центры городов России, и таким образом изучаем этот феномен существования железной дороги в городе», – рассказал Михаил Бейлин.

«В проекте «Дихотомия» на основе пространств, которые занимает железная дорога, мы рассматриваем, как будут меняться эти пространства, когда железные дороги изменятся технологически, высвобождая много места. А именно свободное пространство – Freespace – и есть главная тема Венецианской биеннале», – уточнил Даниил Никишин.

По словам архитекторов, железные дороги и инфраструктура вокруг вокзалов – потенциально огромное хранилище пространства в центрах городов. «Больше в мегаполисах таких пространств не будет. И это колоссальные возможности и колоссальная опасность в неверном их использовании», – считает Михаил Бейлин.

В четвёртом зале – «Камера хранения», наполненная различными предметами, напоминающими о прошлом железных дорог и путешествующих по ним известных пассажиров: царей и диктаторов, философов и художников, писателей и музыкантов. В пятом зале – видео «7 дней в 7 минутах» Даниила Зинченко. Фильм о том, как сам режиссёр отправился в долгое путешествие из Москвы по Транссибу для того, чтобы впервые встретится с дедом, живущим во Владивостоке. Российский павильон должен стать местом, наполненным переживаниями и страстями, говорят организаторы.

Виктор Гавриков


Справка «Гудка»
Венецианская биеннале проводится раз в два года. Учреждена в 1895 году как Международная художественная выставка города Венеции. Тогда на ней были представлены работы художников из 16 стран. По правилам биеннале искусство стран-участниц представляется в павильонах, специально выстроенных для этой цели видными национальными архитекторами. В 1914 году, когда Россия первый раз участвовала в выставке, павильон был построен по проекту архитектора Алексея Щусева на средства мецената Богдана Ханенко. СССР также принимал участие в биеннале, но в 1922, 1938–1954 и 1978–1980 годах советский павильон был закрыт. В 1926 и 1936 годах в нём проходили выставки итальянского футуризма. Советский Союз возобновил своё участие в биеннале в 1956 году. С 1975 года в Венецию стали приезжать архитекторы.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31