18 мая 2021 17:11

Комплексный подход

Владимир Гребенников, начальник эксплуатационного вагонного депо Бекасово

Сегодня культура безопасности труда – это совершенно новая концепция. Её можно рассматривать как понятие, в которое входят несколько различных теорий, определяющих аспекты культуры охраны труда (например, поведение в системе, отношение к безопасности труда, в том числе как к составляющей части безопасности движения, условия на рабочем месте с точки зрения безопасности).

В ОАО «РЖД» начиная с 2003 года наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Достигается это за счёт модернизации системы управления охраной труда, в частности перехода от компенсационной, затратной модели к современной системе управления профессиональными рисками. Это позволяет реализовать профилактические мероприятия для сохранения здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Всё это вместе взятое и является составной частью культуры безопасности движения.

В соответствии с международными стандартами ISO вопросами безопасности труда в настоящее время занимаются все вовлечённые лица – от рабочих до руководителей.

Можно проследить развитие системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» с 2013 года, когда были внедрены методики контроля состояния охраны труда на предприятиях вагонного хозяйства, расследования учёта и оценки микротравм, стандарты управления профессиональными рисками и система внутреннего аудита.

В 2014 году произведено опытное введение КСОТ-П, началось применение методики оценки человеческого фактора, стандартов специальной оценки условий труда.

С 2015 года на предприятиях проводятся опытные расчёты и анализ профессиональных рисков, вводится в пробную эксплуатацию программа «Производственные риски».

С 2016 года приступили к комплексной реализации новых инструментов системы управления безопасностью труда и охраны здоровья. Систематизируется нормативно-методическая база менеджмента рисков. Всё чаще звучат новые понятия и определения, непосредственно входящие в культуру безопасности движения.

Прежде всего это – профессиональный риск, который определяется как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда. Она направлена на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

В свою очередь система управления профессиональными рисками, будучи составной частью культуры безопасности движения, ставит перед собой следующие задачи: установить порядок организации работ по оценке рисков, определить ответственность и полномочия, обозначить этапы работ и их сроки, провести базовую (первичную) оценку рисков.

Что касается проведения детальной оценки рисков на рабочих местах в конкретном производственном подразделении, то эту задачу можно решить путём анкетирования работников.

На первом этапе осуществляется базовая оценка рисков на основе произошедших и учтённых событий. Впоследствии на основе этих данных оценивается эффективность проведения корректирующих мероприятий.

На втором – происходит более глубокая и детальная оценка рисков на базе экспертного анализа, который позволяет определить опасности для конкретных профессий работников подразделения с последующим выявлением действующей и планируемой величины рисков по каждой профессии.

По результатам детальной оценки рисков мы получаем матрицу классификации рисков, по которой определяем уровень частоты и тяжести случаев травматизма. С учётом полученных данных разрабатываются корректирующие мероприятия, реализация которых позволит уменьшить существующие риски.

Всё это вместе взятое, как уже говорилось ранее, является составной частью культуры безопасности движения.

В эксплуатационном вагонном депо Бекасово в рамках внедрения культуры безопасности движения был произведён расчёт рисков для каждой профессии и составлены визуализированные карты рисков на рабочих местах. В результате установлено, что по всем профессиям уровень рисков является допустимым. И только по профессии осмотрщик-ремонтник вагонов уровень рисков является недопустимым.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31