11 мая 2021 01:44

Главный элемент – человек

В эксплуатационном вагонном депо Тула разработаны мероприятия по внедрению культуры безопасности

С момента образования эксплуатационного вагонного депо Тула на этом предприятии уделялось особое внимание соблюдению требований безопасности движения. Однако единого процессного подхода организации, построения системы и оценки культуры безопасности на момент становления предприятия не существовало.

Сергей Кузнецов, главный инженер эксплуатационного вагонного депо Тула
В процессе реформирования ОАО «РЖД» возникла необходимость создания единой политики, чётких целей в области безопасности движения, принятия целенаправленных планов и программ её обеспечения, разработки процедур их реализации, управления возможными рисками.

Совокупность заинтересованного отношения персонала к безопасности движения, понимания им проблем в данной области и ответственного поведения работников при обеспечении всех видов безопасности получила наименование культура безопасности.

Сегодня это понятие подразумевает достижение управляемости всех процессов, связанных с безопасностью движения; двухсторонний обмен информацией как по вертикали – снизу вверх и сверху вниз, – так и по горизонтали – с работниками смежных видов деятельности и смежных организаций; вовлечённость персонала в решение проблем безопасности движения как в пределах ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других сотрудников; непрерывные процессы отслеживания решения выявленных проблем безопасности движения и выявления новых, а также извлечение уроков из любых случаев нарушений безопасности движения; признание существования системных причин нарушений безопасности движения, понимание того, что ошибки человека – это симптом наличия сбоев в системе.

В 2017 году в эксплуатационном вагоном депо Тула Московской дирекции инфраструктуры были разработаны и введены в действие мероприятия по развитию культуры безопасности. Это позволило достичь высоких показателей в производственной деятельности и укрепить трудовую дисциплину. Развитие культуры безопасности подразумевает внедрение новых инструментов. Это прежде всего талонная система, корпоративная сертификация, ежеквартальное анкетирование работников.

Кроме того, принято решение разместить в депо специальный «почтовый ящик» для обращений работников в адрес руководителей с предложениями по улучшению действующей документации. Стоит отметить и появление журнала для регистрации обращений сотрудников относительно вопросов, связанных с безопасностью движения.

Руководителями предприятия эффективно используется «Положение о порядке критериев подходов к оценке работы при формировании «группы риска» и выхода из неё».
«Группа риска» формируется из числа специалистов, чья производственная деятельность связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» и которые допустили нарушение нормативно-правовых актов в области безопасности движения на транспорте. В случае зачисления одного и того же работника в «группу риска» более двух раз в год рассматривается вопрос о соответствии им занимаемой должности. Работник, находящийся в «группе риска», не имеет права на дополнительное премирование, вознаграждение, за исключением случаев, предусмотренных правовыми нормативными актами и распоряжениями ОАО «РЖД».

У нас организована работа по мотивации сотрудников предприятия. Так, в прошлом году 34 работника получили денежное вознаграждение за обнаружение трудновыявляемых дефектов на общую сумму 193 тыс. руб.

Установлены стенд, на котором размещены результаты производственных соревнований, и доска почёта.

В прошлом году по вине работников депо не было допущено событий, связанных с нарушением безопасности движения. Целевой показатель на 2017 год выполнен: план – ноль событий, факт – тоже ноль. Целевой показатель отказов первой и второй категории за прошлый год также выполнен: план – девять отказов, а по факту – семь.

Важной составной частью культуры безопасности движения является культура охраны труда. Если её нет, то все действия окажутся напрасными и неэффективными. Причём она должна распространяться как на высшее руководство, так и на работников самого низкого уровня. Стоит понимать, что культура охраны труда в организации не создаётся как по мановению волшебной палочки, для этого нужны недели, месяцы, годы.

Одним из её ключевых моментов является обучение. Постоянные тренинги и забота о том, чтобы персонал как можно лучше знал требования охраны труда, показывают, что руководство стремится к тому, чтобы обезопасить труд. Такое обучение не следует проводить для галочки, тренинги должны быть основательными и не ущемлять другие права работников, например на ежедневный отдых.

Вторым ключевым моментом является наличие необходимого оборудования для работы и средств индивидуальной защиты. Опять же здесь играет свою роль фактор защиты работника от неблагоприятных условий труда. Если он обеспечен сертифицированными СИЗ, работает на современном или даже пусть не очень современном, но достаточно безопасном оборудовании, прошёл обучение по охране труда, то ему вряд ли захочется нарушать эти правила.

В качестве заключительного элемента можно выделить участие сотрудника в создании безопасных рабочих мест. Все мы хотим, чтобы к нам прислушивались, считали авторитетом. Нужно позволить работникам заслужить к себе такое внимание. Если нет возможности поощрить работника материально, можно сделать это морально, например, поставить в пример его действия сотрудникам.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31