18 мая 2021 17:18

«Умные» пломбы

Уже 10 лет на рынке железнодорожных перевозок присутствуют электронные запорно-пломбировочные устройства и средства навигации и контроля. В 2018 году их применение может стать массовым, рассчитывают разработчики технических средств и представители охранных предприятий, принявшие участие в дискуссионной сессии «Как цифровизация способствует сохранности грузов» в рамках выставки TransRussia/TransLogistica.
Ситуация может измениться 1 июля в случае принятия и вступления в силу законопроекта о применении специальных пломб для всех категорий перевозчиков и на все транзитные маршруты через территорию России. Разработчик законопроекта – Минэкономразвития России – отмечает, что сейчас сложно отслеживать маршруты перемещения транзитных грузов и обеспечить их сохранность при перевозке.

Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО «Российские железные дороги» совместно с Департаментом информатизации ОАО «РЖД», изготовителями запорных устройств и Ведомственной охраной подготовлены технические требования по использованию навигационных устройств и электронных ЗПУ, сообщила заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Инесса Яковлева. Документ отправлен в Министерство транспорта для рассмотрения.

Вопрос фиксации воздействия на пломбу на железной дороге ставился ещё 25 лет назад, но тогда технологии не позволяли заменить механику на электронику, сообщил «Гудку» генеральный директор группы компаний «Страж» Виктор Крылов.

В итоге первое электронное ЗПУ было разработано 10 лет назад АКБ «Компас» и апробировано на Московской железной дороге, напомнил генеральный директор Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» Сергей Медведев. «Мы не зафиксировали ни одного хищения из вагона или контейнера, которые были оборудованоы этим устройством», – отметил он. Сегодня, по данным Сергея Медведева, основными производителями ЗПУ являются АКБ «Компас» и группа компаний «Страж».
«Сейчас наблюдается востребованность на использование электронных запорно-пломбировочных устройств клиентами», – подтвердила Инесса Яковлева. По её данным, использование электронных ЗПУ особенно актуально при мультимодальных перевозках.

До сегодняшнего времени массовыми ЗПУ остаются механические. Их использование является обязательным при перевозке грузов по перечню, утверждённому Министерством транспорта РФ, напомнил «Гудку» Виктор Крылов. Но применение механики сопряжено с рисками. Есть случаи, когда злоумышленники такую пломбу срезают, крадут груз и устанавливают свою пломбу. Факт подмены пломбы выявляется только при пересечении границы или при разгрузке у грузополучателя. В этих случаях сложно найти преступников. Электронные ЗПУ при попытке взлома мгновенно передают сигнал «тревога» службе охраны.

Рынок электронных пломб только начинает формироваться. Массовое внедрение должно начаться в конце этого года – начале следующего. Как пояснил генеральный директор группы компаний «Страж», по Новому шёлковому пути грузовые перевозки будут осуществляться только с электронными пломбами. При этом, по словам Виктора Крылова, от других разработчиков предложений нет.

Использование электронных пломб эффективнее, чем механических. «Перевозка будет быстрее, гарантия сохранности выше, страхование дешевле, – полагает он. – Суммарный эффект для железной дороги составит около 7,5 млрд руб. в год».

Но для использования электронных ЗПУ в качестве основной пломбы на внутреннем рынке требуется разрешение Минтранса.

Тимур Бек


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31