14 мая 2021 02:58

Время превращений

Посетителям главного музея РЖД показали «Метаморфозы сознания»

Музей российских железных дорог в Санкт-Петербурге в этом году впервые принял участие в проекте «Ночь музеев».

В 10 вечера люди к музею шли толпами. Всё происходящее напоминало зазеркалье, только железнодорожное.

Работа техники в эту ночь обрела другой смысл. Живая лошадь, впряжённая в карету, стояла рядом с паровозом, другой паровоз вращался на поворотном круге, а на улице варили гречневую кашу.
Люди чувствовали себя как на вокзале: такой эффект достигался за счёт видео-арта – восьми роликов, которые крутили здесь же. Каждый их них соединил в себе знакомые каждому железнодорожнику сюжеты и звуки, но в новой интерпретации. Например, «механическим балетом» назвали работу сортировочной горки, где хореографы-диспетчеры руководят «танцем» вагонов, придают нужный ритм движению, а составы механически верно выполняют все свои «па». Люди садятся напротив экранов и замирают, наблюдая за необычным действом.
«Уникальный контент, – поясняет заместитель директора музея Павел Дунаев. – На обратной стороне этих же экранов посетители могут посмотреть мультфильмы. Чтобы сделать 15 секунд анимации, художнику потребовалось нарисовать порядка 250 картинок. Анимация нарисована углем, тем самым, которым топят паровозы. И это тоже метаморфозы».

Одна из метаморфоз происходит в выставочном зале, где творят трое художников. Один из них, Максим Харлов, с руками шахтёра и стимпанковскими часами, показывая на причудливый набор деталей, по форме напоминающий комара, говорит: «Это комар, то есть бывшая зубоврачебная машина, которую я сначала разобрал, а потом собрал, но иначе». «Какая машина?» – делая круглые глаза, прерывает художника девятилетний Макар, зажимающий в руке огромную конфету на палочке. «Зубоврачебная, – объясняет Максим. – Это вторая жизнь бывших механизмов. Вот предмет жил своей жизнью, служил людям, приносил пользу и старался не ломаться, но его жизнь закончилась, и он освободился от прямых обязанностей. Имеет право начать свою жизнь, и я ему в этом помогаю. Это как пенсия для человека: время заниматься чем-то другим, о чём всю жизнь мечтал. Вот взять хоть машинку «Зингер», она так «слеплена», что, кажется, вот-вот забьёт хвостом, и я ей помог в этом. Так она превратилась в русалку».

А вот набор огромных подстаканников, где ломтик лимона заменяет автоколесо, а чай в пакетике – ржавые болты. Внимание посетителей привлекает также инсталляция «Москва – Петушки», сделанная из шпал и кусков рельсов, как утверждают авторы, принесённых с того самого участка железной дороги, по которому в своём произведении путешествовал Венечка Ерофеев. «Венечка, увидев бы всё это, ну точно «немедленно выпил», – говорит кто-то из посетителей.

Кстати, эта выставка будет работать до конца июля. И если она показывает вероятное будущее бывших механизмов, то другие экспозиции заглядывают в далёкое прошлое, предлагая посмотреть старые вагоны, где посетителей ждут фильмы и музыка. В вагоне третьего класса происходят «метаморфозы в кинематографе». На интерактивном экране оживает Анна Каренина, с ней даже можно сфотографироваться, а внутри вагона люди смотрят отрывки известных фильмов, где фигурирует железная дорога. Например, князь Мышкин из экранизации «Идиота» прибывает в Санкт-Петербург ровно в таком же вагоне третьего класса, в котором сидят посетители, смотрящие на него. Это производит сильное впечатление.
«Пришли сюда с сыном, – говорит посетитель Борис. – Старинные вагоны, в том числе царские, – сказка. Сын ещё два года назад меня спрашивал: «Папа, а ты при царе жил?» Теперь сам имеет возможность посмотреть, как жили при царе».

Ещё сильнее захватывает мир «железнодорожной музыки». Оказывается, такое понятие тоже есть. В вагоне четвёртого класса люди с удивлением узнавали, что мир музыки вмещает в себя целые симфонии, посвящённые железнодорожному транспорту. А первый золотой хит в истории грамзаписи принадлежит синглу оркестра Гленна Миллера с песней Chattanooga Choo Choo. Это исполнение 1941 года, где бандлидер изображает в первых тактах паровозный гудок на своём тромбоне, считается каноническим. Музыканты сочиняли блюзы, посвящённые железным дорогам, и пытались передать звуки стальных магистралей через электронную музыку. Это разнообразие не может не удивлять.
«Мы под впечатлением. Так продуманно всё, интересно, мы даже слушали железнодорожную музыку! – делятся впечатлениями две Ирины. – Два часа здесь провели». Эти женщины сейчас отдыхают на лавочке во внутреннем дворе музея, где среди военной железнодорожной техники двое железнодорожников варят гречневую кашу с тушёнкой. Ею угощают всех посетителей бесплатно. Кроме этого, посетители могли перекусить и в действующем вагоне-ресторане, который предоставило АО «ФПК».
«Каша-то какая вкусная! И так кстати. Сейчас передохнём и пойдём в филармонию!» – делятся две Ирины.

В «Ночь музеев» метаморфозы железнодорожников оценили более 5 тыс. человек.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31