07 мая 2021 18:23

Держать риски под контролем

В Московской дирекции управления движением стремятся обеспечить на производстве нулевой травматизм

Несчастный случай на производстве – это всегда беда, трагедия. Как такое могло случиться? Это главный вопрос, который в случае ЧП задаёт себе каждый руководитель.
Сергей Кобзев, начальник Московской дирекции управления движением
Безусловно, от возникновения нештатных ситуаций, приводящих к несчастным случаям на железной дороге, не застраховано ни одно подразделение. Основные меры их предупреждения заложены в нормативной базе, разрабатываемых на её основе мероприятиях, но не все чрезвычайные ситуации удаётся просчитать. Развитие событий и их последствий будет зависеть от непосредственной профессиональной подготовки работников, их знаний в области охраны труда и, главное, готовности применять эти знания, соблюдать требования безопасности на практике.

В 2017 году в дирекции было допущено четыре несчастных случая на производстве при нулевом показателе в 2016 году. Три из четырёх случаев произошли с составителями поездов – самой травмоопасной профессией в хозяйстве движения.

Ключевая проблема травматизма в дирекции – это работа непосредственно на железнодорожных путях, в зоне повышенной опасности, обусловленная спецификой деятельности дирекции и технологией выполнения работ.

В нашем коллективе были подробно проанализированы причины произошедших несчастных случаев за последние пять лет. Анализ показал, что основная причина каждого из них – это нарушение работниками требований правил и инструкций по охране труда, трудовой дисциплины. Если взять анализ случаев по стажу работы пострадавших, то можно отметить, что большинство несчастных случаев произошло с опытными работниками. Дело в том, что с увеличением стажа намечается снижение порога опасности, ответственности, притупляется бдительность в процессе работы. В погоне за сокращением затрат времени и собственных сил человек, как правило, самостоятельно «оптимизирует» свой рабочий процесс, ради мнимого «удобства» забывая или игнорируя требования по безопасному выполнению технологических операций.

Реагируя на данную проблему, Московская дирекция управления движением проводит ряд мероприятий. Прежде всего, это обучение и профессиональная подготовка (переподготовка) работников, инструктирование с использованием метода видеозаписей, просмотра информационных альбомов происшествий. Проводятся интервью с работниками о соблюдении ими правил безопасности при нахождении на железнодорожных путях, профотбор квалифицированного персонала, обучение работников безопасным методам труда непосредственно на рабочих местах с использованием системы наставничества.

Система управления охраной труда, функционирующая в нашей дирекции, направлена на выявление угроз и управление профессиональными рисками. Для этого в дирекции проводится большая планомерная работа по расчёту профессиональных рисков по каждой профессии, анализу влияния человеческого фактора на возникновение несчастных случаев на производстве. В последующем планируются адресные корректирующие мероприятия и программы – как организационного, так и технического характера.

Меры технического характера имеют первостепенное значение, так как крайне важно обеспечить содержание рабочих мест, оборудования и инструмента в соответствии с требованиями действующих правил и стандартов. Вместе с тем и организационным мерам уделяется особое внимание, особенно делается упор на повышение квалификации работников и развитие профессиональных навыков. Все представители рабочих специальностей проходят обучение по соответствующим профессиям в Перовском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций (далее – МУЦПК). В этом же подразделении осуществляется профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих не реже одного раза в пять лет (в том числе составителей поездов), а профессиональное обучение рабочих и служащих, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, – один раз в три года.

Особое внимание уделяется обучению вновь принятых работников – первозимников, а также работников, имеющих непродолжительный стаж службы. Внедрена и активно используется также система дистанционного обучения руководителей, специалистов, уполномоченных, членов профсоюзных комитетов по вопросам охраны труда, которая позволяет проходить обучение на рабочем месте.

Большое внимание в московской дирекции уделяется общественному контролю охраны труда, который осуществляют уполномоченные по охране труда. Дорпрофжелом на Московской железной дороге и профсоюзными лидерами подразделений дирекции совместно с руководителями московской дирекции решаются многие задачи, направленные на создание безопасных условий труда и снижение производственного травматизма.

Сегодня дирекция взяла курс на развитие эффективной культуры профилактики как залога обеспечения безопасности производственных процессов. И в этом вопросе контроль и оценка состояния охраны труда на рабочих местах с вовлечением в этот процесс всех работников играют значительную роль. В каждом подразделении дирекции в настоящее время внедрена и функционирует комплексная система оценки состояния охраны труда (КСОТ-П), в рамках которой у людей планомерно формируется новое отношение к организации труда. Этот доступный и наглядный метод контроля помогает вырабатывать у персонала поведенческие навыки по выявлению факторов рисков и опасностей на рабочих местах, которые могут привести к травмированию.

Внедрён в дирекции и контроль соблюдения требований охраны труда с использованием систем видеонаблюдения. Данное решение принято пока для контроля работы составителей поездов нескольких сортировочных станций полигона Московской железной дороги, производящих роспуск составов на сортировочных горках. Но это полезное и перспективное нововведение будет планомерно распространяться и дальше.

Хозяйство движения на полигоне Московской железной дороги стремится обеспечить на производстве нулевой травматизм. И принципиальный подход к наиважнейшим аспектам сохранения жизни и здоровья работников в дирекции определён, исходя из того, что в системе управления охраной труда мелочей не бывает. Здесь важно не оставить ни одну из проблем без внимания и работать на опережение. Тогда результат обязательно будет.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31