10 мая 2021 02:21

Малая магистраль держит курс на высокотехнологичное будущее

Уфимской Детской железной дороге имени Героя Советского Союза Василия Доброреза исполнилось 65 лет.
Почти половина воспитанников Малой магистрали связала жизнь с КбшЖД
Оборудование для 3D-моделирования открыло перед ребятами новые возможности
Детская дорога появилась в парке имени Ивана Якубова, что в центре башкирской столицы, 10 мая 1953 года. Идея её создания принадлежала руководству Уфимской дороги (с 1958 года – Башкирское отделение КбшЖД).

По проекту Главного управления капитального строительства МПС СССР Детская дорога представляла собой «восьмёрку» с пересечением путей в самом центре детского парка. Такое решение дало возможность уложить пути максимальной длины – 2,2 км.

Первый рейс «Пионера Башкирии» – поезда на паровозной тяге из трёх узкоколейных деревянных пассажирских вагонов открытого типа под управлением юных железнодорожников под руководством машиниста-инструктора длился всего 10 минут.

В 1959 году на Детскую дорогу поступил первый тепловоз ТУ2-104. Ещё через год деревянные вагоны были заменены более комфортабельными польского производства.

Реконструкция парка, прошедшая в 1985–1986 годах, затронула и Малую магистраль. План дороги изменился и стал представлять собой кольцо, а её общая протяжённость уменьшилась до 1,8 км.

Сегодня на Уфимской Детской дороге расположены две станции – Юность и Приозёрная. На первой построен красивый двухэтажный вокзал из красного кирпича с билетной кассой, залом ожидания, дикторской, релейной, постом электрической централизации, комнатой для инструкторов и начальников смен. На второй станции в одноэтажном кирпичном здании расположились учебные классы, музей, пост электроцентрализации. Есть здесь и служебное помещение стрелочного поста с билетной кассой, а также кирпичная веранда для проведения планёрок. На Приозёрной устроен тупиковый путь для поезда «Пионер Башкортостана», на котором он проходит осмотр, ремонт и подготовку к эксплуатации. Обе станции оснащены маршрутно-релейной централизацией с индивидуальным приводом стрелок и сигналов, а также громкоговорящей связью.

В прошлом году «Пионер Башкортостана» перевёз около 27 тыс. пассажиров – на 9 тыс. больше, чем в 2016-м.

По словам начальника Уфимской ДЖД Оксаны Николаенко, Малая магистраль – это учебный комплекс, где юные железнодорожники получают теоретические и практические знания по работе локомотивного, вагонного, путевого хозяйства, сигнализации, централизации и блокировки, связи. Ежегодно профессиям машиниста, проводника, дежурного по станции и по переезду, ревизора, диктора обучаются около 300 ребят.

Учебные занятия проводятся с ноября по апрель, а лето – время эксплуатационной практики. За пять лет подростки проходят общий курс по нескольким железнодорожным специальностям. По окончании обучения им выдаются свидетельство юного железнодорожника и направление в учебное заведение по выбранной профессии.

За 65 лет обучение на Малой Уфимской магистрали прошли более 30 тыс. школьников. Почти половина из них связала свою судьбу с Куйбышевской дорогой.
«Детская дорога – хороший инструмент приобщения подрастающего поколения к технике, трудовым навыкам и традициям отрасли», – говорит Оксана Николаенко.

Для этого на ДЖД созданы все условия. Например, в классе путевого хозяйства установлены два действующих макета «Одиночный обыкновенный стрелочный перевод» и «Регулируемый железнодорожный переезд». Все системы автоматики и сигнализации макета подключены к пульту управления, находящемуся у дежурного по переезду. В классе локомотивного хозяйства установлены игровые симуляторы для моделирования производственного процесса.

В этом году ожидается поставка на Детскую дорогу новых тренажёров, электрифицированных электрических схем с компьютерным управлением локомотивом.

Парк ДЖД состоит из двух тепловозов ТУ7 и ТУ10-104 и пяти пассажирских вагонов. В этом году на ДЖД поступили вагоны ВП-750 нового поколения, адаптированные для перевозки маломобильных пассажиров. Обновились учебные классы и аудитории.

В кабинетах установлены интерактивные доски с мультимедийными проекторами. Компьютерный класс оснащён оборудованием для 3D-моделирования и прототипирования, с помощью которого юные железнодорожники могут реализовать свои технологические проекты от эскиза до готового изделия.

Новая перспектива Малой Уфимской магистрали – движение в высокотехнологичное будущее. В 2017 году дорога заключила соглашение о сотрудничестве с Республиканским детским образовательным технопарком Уфы. В рамках обмена опытом на ДЖД проводятся встречи с педагогами технопарка и занятия по графическому дизайну и 3D-моделированию.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31