16 мая 2021 12:46

Узловой опыт

Перевозчик должен представлять запросы пассажира будущего

В этом году Волго-Вятская пригородная пассажирская компания (ВВППК) открыла свой автовокзал – транспортно-пересадочный узел «Канавинский». Этому предшествовала большая работа. Именно ВВППК первая на сети организовала в 2015 году интермодальные перевозки и стала продавать билеты с местами на автобусы до точек пересадки. О том, как перевозчик создал условия для работы смежников в общей системе, и о дальнейших планах наш разговор.
Анатолий Кузнецов, генеральный директор АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания»
– Анатолий Геннадьевич, ваша компания создавалась как пригородный перевозчик. Но вы смогли пойти дальше и начали создавать удобные для пассажиров системы перевозок с участием автотранспорта. Что это дало?
– Это удобно для пассажиров и, как показывает опыт, выгодно для нас и наших партнёров. Сейчас у нас сложилось две модели взаимодействия с автотранспортными предприятиями. Одна – это продажа билетов на автобусы в железнодорожных кассах по принципу одного окна. Она организована в Гусь-Хрустальном, Юрье, Шахунье, Заволжье, Урене. Другая – организация мультимодальных маршрутов с интеграцией продаж в единую автоматизированную систему, в том числе интернет-продажа билетов на автобусы по таким линиям.
Следующим шагом в сотрудничестве с автопредприятиями станет обновление парка автобусов для мультимодальных маршрутов. Мы планируем приобретать их в лизинг и передавать в аренду автопредприятиям на срок до трёх лет с возможностью последующего выкупа.

– В начале года ВВППК открыла ТПУ «Канавинский», который стал одним из автовокзалов Нижнего Новгорода. Как он себя зарекомендовал?
– Транспортно-пересадочный узел заменил старую неудобную автостанцию. Он включает в себя здание с залом ожидания на 80 мест и восемью кассами, девять перронов для посадки-высадки пассажиров, территорию для автобусов, парковку для легковых машин. И это больше, чем автовокзал. Это связующий элемент в бесшовной транспортной системе региона.
К услугам пассажиров – продажа проездных документов на автобусы, поезда пригородного и дальнего сообщения, самолёты, комната матери и ребёнка, медпункт, кафе, камера хранения, бесплатный доступ в Интернет. Рядом остановки городского транспорта и станция метро. От ТПУ до тоннеля железнодорожного вокзала ежедневно курсирует микроавтобус для наших пассажиров, который перевозит их бесплатно. С вводом в эксплуатацию ТПУ у нижегородцев и гостей города появилась возможность экономить время и удобно добираться до места назначения, используя разные виды транспорта.
Сейчас мы взаимодействуем с автоперевозчиками, работающими на 31 внутриобластном маршруте. В марте «Канавинский» зарегистрирован в федеральном реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в ФБУ «Росавтотранс». Теперь и межрегиональные перевозчики могут получить документы, где в качестве остановочного пункта по их маршрутам будет указан автовокзал ТПУ «Канавинский». Планируемые направления: Пучеж, Иваново, Кострома, Юрьевец, Кинешма, Ярославль, Муром, Рязань, Вязники, Владимир, Ковров, Шарья.
Управление перевозками на ТПУ осуществляет автоматизированная система. Она формирует для каждого направления список рейсов, остановок, таблицу цен, электронные посадочные ведомости, по которым кассиры продают и возвращают билеты, путевые документы (их печатают диспетчеры), сводный отчёт с разделением по перевозчикам за произвольный диапазон дат, финансовый суточный баланс работы ТПУ.

– Какой опыт накопила компания за несколько месяцев работы ТПУ?
– В кратчайшие сроки построить современный, комфортный и безопасный транспортно-пересадочный узел, где пассажиры почувствовали более высокий уровень качества услуг, у нас получилось.
Конечно, остались вопросы, которые не удаётся решить с ходу. Например, случаи неисполнения перевозчиками заявленного расписания. Изучение рынка автотранспортных услуг при его организации вскрыло существенные недостатки в сфере пригородных перевозок. Они работают, к сожалению, не как единый механизм, а как разрозненные, отдельные его виды, родившиеся в конкурентной борьбе за выручку. Движение железнодорожного и автомобильного транспорта не синхронизировано, не имеет общей информационной базы. Всё это усложняет работу. Мы предлагаем создавать на региональном уровне рабочие группы, которые бы обсуждали рациональные варианты изменения городских и пригородных маршрутов общественного транспорта. Одной из главных проблем, с которой столкнулась компания при организации работы автовокзала, стали нелегальные перевозчики. Они продолжают увозить значительную часть пассажиров, и это, конечно, ощутимо на финансовом результате нашей работы.
А вот все те автоперевозчики, с кем заключены договорные отношения, видят большие перемены к лучшему в сфере качества услуг для пассажиров и комфорта для водительского персонала. С этими перевозчиками выстраиваются перспективные и долгосрочные взаимоотношения.
Рассчитываем на то, что ТПУ окупится в течение восьми с половиной лет.

– На открытии «Канавинского» речь шла о том, что ТПУ может появиться в одном из крупных городов – спутников Нижнего Новгорода – Кстово.
– Мы провели маркетинговые исследования на предмет востребованности маршрута пригородных поездов, который мог бы связать Кстово со станцией Мыза в Нижнем Новгороде. Результаты однозначно показали, что он будет востребован. Компания совместно с Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области прорабатывает схему финансирования строительства ТПУ в Кстово, откуда уходили бы поезда.

– Какое развитие получат железнодорожные перевозки в регионах обслуживания компании?
– Размеры движения пригородных поездов формируются в соответствии с комплексными планами транспортного обслуживания населения на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года). Их утвердили правительства регионов. Для Нижегородской и Кировской областей стратегическими направлениями станут развитие городской электрички, организация тактового движения от центра региона до городов-спутников.
Городская электричка – это перспективно. С момента её запуска в 2013 году число людей, которые пользуются Сормовской линией, увеличилось почти в пять раз. Причём ежегодный прирост пассажиропотока на протяжении последних четырёх лет держится на уровне 15–17%.
К 2019 году мы наметили увеличить размеры движения по другой, Приокской линии городской электрички Нижнего Новгорода. Рядом с ней на юго-западной окраине города строится большой жилой район «Окский берег» с потенциальной численностью населения 80 тыс. человек. В 2019–2021 годах намечено организовать пригородное сообщение между Мызой и Кстово, Кировом и Кирово-Чепецком. Поставлена цель – удвоить пассажирооборот к 2030 году.

– Планируете ли вы приобретать новые электропоезда?
– У железнодорожного подвижного состава долгий срок полезного использования: 28 лет в сравнении с 5–7 у автобуса. Потому, приобретая составы, необходимо очень точно представлять потребности пассажира будущего. В соответствии с утверждёнными стратегическими направлениями развития компании мы видим его прежде всего как пассажира городской электрички или линии в город-спутник. Его путь занимает не больше часа на небольшом расстоянии – до 60 км. Представляется, что такому пассажиру нужно предложить максимум комфорта для заданных условий. Кондиционирование воздуха, розетки для подзарядки электронных устройств, автоматы с напитками и выпечкой, просторные салоны с двухместными диванами и возможностью свободно перевозить велосипеды и детские коляски – таков электропоезд будущего. В конце нынешнего года мы приобретаем в лизинг пять новых составов ЭП3Д, которые будут именно такими.

– Ждут ли пассажиров новые услуги, удобства при оплате проезда?
– В наших кассах мы реализуем билеты на поезда дальнего следования, самолёты, предлагаем оплатить услуги связи, ЖКХ, развлекательных сервисов.
Компания приступила к дооснащению терминалов самообслуживания возможностью безналичной оплаты, запланировано её внедрение и для переносной контрольно-кассовой техники. Думаю, увеличит пассажиропоток интеграция системы оплаты проезда в городской электричке и в муниципальном транспорте Нижнего Новгорода. В первую очередь речь идёт о внедрении в городской электричке действующих сейчас пересадочных 60- и 90-минутных проездных на муниципальных транспортных картах «СИТИКАРД».

Беседовал Николай Морохин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31