06 мая 2021 12:11

Машинист показал пример профессионализма и бдительности

Юрий Мартынюк, машинист моторвагонного депо Лобня Московской дирекции моторвагонного подвижного состава вышел 2 февраля на работу в дневную смену. Именно этот фактор, как он считает, и помог ему в этот день обеспечить безопасность движения.
– Было ещё достаточно светло, выпавший снег припорошил нитки рельсов, – рассказывает Юрий Александрович. – Так что сознание чётко отметило нечто, находящееся впереди и отличающееся от общей картины.

Это «нечто» оказалось небольшим тёмным пятном, хоть и не ярко, но выделявшимся на белом полотне магистрали. И эта, казалось бы, мелочь насторожила машиниста.
– Саша, ты что-нибудь увидел, – обратился Юрий к своему более молодому по возрасту помощнику Александру Букову.

Тот осторожно покачал головой. А Мартынюк уже всматривался в стальные нити. Так и есть – на стыке он увидел увеличенный зазор между рельсами. Поезд мчался, а машинист уже вслушивался в то, как рельсы реагируют на ход состава.
– На первый взгляд обычная картина. Мне показалось, что поезд прошёл достаточно мягко, – вспоминает Юрий Мартынюк. – Ни вправо-влево, ни вверх-вниз толчков не ощущалось. Но раз я увидел зазор, то просто обязан сообщить об этом. Ведь следующий за мной поезд мог оказаться в сложной ситуации.

Позже начальник моторвагонного депо Максим Мишкунов сформулировал случившееся языком докладной, направленной в адрес руководства Московской дирекции.
«Следуя с пригородным поездом №6317 сообщением Савёлово – Москва-Бутырская, 2 февраля 2018 года на 96-м км, четвёртом пикете однопутного перегона Талдом – Вербилки в 16 часов 19 минут локомотивная бригада в составе машиниста электропоезда Ю.А. Мартынюка и помощника машиниста А.Д. Букова при скорости 95 км/ч заметила тёмное пятно на левой рельсовой нитке. Об этом машинист Ю.А. Мартынюк немедленно доложил по поездной радиосвязи дежурному по станции Вербилки. При осмотре работники дирекции инфраструктуры обнаружили излом рельса. Движение на перегоне было закрыто. Бдительность локомотивной бригады позволила предотвратить возможные тяжкие последствия неисправности пути».

Позже начальник Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Николай Лернер отметит, что бригада, и в первую очередь Юрий Мартынюк, поступила в данной ситуации чётко, как того требуют правила обеспечения безопасности движения поездов.
– Когда специалисты осмотрели это место, стало понятно, что до беды оставалось буквально рукой подать, – прокомментировал заместитель начальника дирекции по эксплуатации Александр Андреев. – Целым оставалось лишь основание рельса. Сам он на стыке представлял буквально металлическое крошево. Это счастье, что машинист вовремя заметил опасность. И помог Юрию Мартынюку прежде всего богатый профессиональный опыт, когда даже на высокой скорости он издалека смог определить проблемное место.

Сергей Стёпкин, машинист-инструктор колонны, в которой трудится наш герой, знает Юрия Мартынюка не один год. Они оба – машинисты первого класса, за плечами богатый производственный опыт. Что же отмечает Сергей Анатольевич в характере Мартынюка?
– Если касается работы, то, на мой взгляд, это – постоянное стремление учиться, повышать свой профессиональный уровень, – говорит Сергей Стёпкин. – Если есть возможность, Юрий, образно говоря, садится за парту. Не имеет значения, подразделение ли это Московского учебного центра профессиональных квалификаций на станции Ховрино или технический кабинет в депо. Кстати, здесь у нас созданы все возможности для совершенствования навыков и пополнения знаний. Такая готовность во многом помогает Мартынюку в нестандартных ситуациях. Например, им сделано немало записей в книгу замечаний машиниста. Как правило, все они по делу. Наши смежники – те же путейцы или энергетики – только благодарны Юрию Александровичу за деловые подсказки.

Вот такую характеристику дают коллеги Юрию Мартынюку, чья трудовая биография на железной дороге началась 19 лет назад, в феврале 1999 года, с должности помощника машиниста электропоезда тогда ещё локомотивного депо Лобня. Машинистом он стал в 33 года, в 2005-м. Целенаправленно пополнял знания и спустя восемь лет сдал экзамены на первый класс.

В локомотивное депо Лобня Юрий Александрович пришёл не сразу. Но то, что это произошло, в определённой мере закономерно.
– Жили мы рядом с железной дорогой, – говорит Юрий. – С гудком локомотива просыпался и ложился спать. А запахом креозота, которым обрабатывали тогда деревянные шпалы, буквально пропитался. Он и сейчас будит во мне светлые чувства, воспоминания о детстве. Вместе со сверстниками мы тогда любили на железнодорожный рельс монетки или камешки подкладывать. Это теперь я понимаю, к чему могут привести такие «шалости», а тогда считали себя чуть ли не героями.

Так в наш разговор вошла вполне современная проблема зацепинга. С ней машинисты электропоездов, к сожалению, сталкиваются достаточно часто. Как и многим его коллегам, Юрию Мартынюку приходилось снимать с поезда зацеперов. Как живых, так, к несчастью, и тех, чей жизненный путь прервался.
– Спрашивал этих любителей экстрима, что их влечёт на дорогу. Чаще всего в ответ слышал, что им скучно. Родителям, по словам подростков, наплевать на то, что они делают, – размышляет мой собеседник. – Может быть, малолетних зацеперов для наглядности надо в травматологию водить?

За годы работы случалось всякое, в том числе и с самими электросекциями.
– В этом случае необходимо сразу же сообщить о случившемся, найти неисправность и собрать аварийную схему, – говорит он. – Чтобы, когда машина попадёт в руки ремонтников, не тратить времени на поиск «узкого места».

Впрочем, Юрий Александрович отмечает, что подобное случается всё реже.
– Современные электропоезда гораздо совершеннее прежних. Они работают на более сложных компьютерных схемах, куда в общем-то нам соваться не стоит, – уверен он.

За почти два десятилетия, что Юрий Мартынюк трудится в депо Лобня, он освоил все типы имеющегося здесь подвижного состава. Кроме обычных электричек, управляет экспрессами.

Казалось бы, вот он, передовик, во всём его великолепии. Но оказалось, что выделяет Юрия Мартынюка не только добросовестное отношение к труду и бдительность. Портрет этого человека будет неполным, если оставить «за кадром» его семейную жизнь. И окажется, что здесь он тоже – герой. Ведь Юрий Александрович Мартынюк отец 11 детей. Юрий и Оксана Мартынюки воспитывают пять сыновей и шесть дочерей. Старшему из их детей, Александру, 22 года. Младшей, Ксюше, 24 мая исполнится годик.
– Не думал, что у нас будет столько детей, – размышляет Юрий. – Видимо, сказалось, что сами мы выросли в обычных семьях. Жена говорит, что с детства мечтала посвятить себя материнству. Она – главный хранитель домашнего очага.

Старшие сыновья, погодки Александр и Илья, уже взрослые. Они выбрали свой жизненный путь, не связанный с железной дорогой. Хотя Юрию хотелось, чтобы они стали железнодорожниками.
– Окончив в своё время Московский техникум железнодорожного транспорта имени Дзержинского, чуть позже придя в депо, я понял, что сделал правильный выбор, – уверен он. – Для меня очень важна стабильность, уверенность в завтрашнем дне, возможность повышать квалификацию. Всё это мне даёт железная дорога. Хорошо и то, что в компании решаются вопросы отдыха, сохранения здоровья. К примеру, мне всегда предлагают путёвки для детей в летние оздоровительные лагеря. Или взять тот же спорт. Сколько проводится соревнований.

Свои надежды в выборе железнодорожной профессии Юрий возлагает теперь на младших сыновей.
– Как-то привёл одного из них в депо, показал электричку, кабину локомотивной бригады, – вспоминает Юрий. – Потом наследник в упоении говорил всем, что будет машинистом.

Третьему сыну, Михаилу, сейчас 15. Как раз время выбирать профессию. И здесь Юрию Александровичу важно чувствовать поддержку родного предприятия, дирекции.

Но вернёмся к началу рассказа о нашем герое. Руководство Московской дирекции моторвагонного подвижного состава оперативно представило в Центральную дирекцию моторвагонного подвижного состава представление на поощрение Юрия Мартынюка. Через несколько дней Юрию Мартынюку был вручён подарок.
– Это было несколько неожиданно и оттого более радостно, – вспоминает машинист. – Конечно, приятно, что мой поступок был оценён.

Домочадцы о случившемся узнали, когда начальник Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Андрей Казаков приехал к ним домой, поблагодарил Юрия Александровича и вручил Мартынюкам большую современную стиральную машину. Особенно радовалась женская половина семьи. Дочки расцеловали отца, назвав его настоящим героем. Все собрались за большим столом и поздравили главу семейства с наградой.

Вера Чубарова
Фото автора






Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31