12 мая 2021 20:50

Общая победа

Антигитлеровская коалиция освободила Европу от фашизма

Акт о ленд-лизе был принят конгрессом США в марте 1941 года. Он подразумевал, что страны, оборона которых признавалась важной для США, могли рассчитывать на получение от Америки оружия и стратегического сырья на определённых финансовых условиях: с предоставлением кредита, частичным погашением стоимости или безвозмездно, если оружие и техника были утрачены в боях. СССР был включён в программу только осенью 1941 года. О роли ленд-лиза для Советского Союза «Гудку» рассказал главный научный сотрудник Центрального музея Вооружённых сил РФ Владимир Афанасьев.
Владимир Афанасьев, главный научный сотрудник Центрального музея Вооружённых сил РФ
– В чём смысл ленд-лиза?
– До 1939 года в США действовало законодательство о нейтралитете. Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, а годом позже Германия оккупировала Францию, в США разработали государственную программу ленд-лиза, т.е. заимствованного использования. В 1941 году был принят Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов, который позволял предоставлять союзникам всестороннюю материально-техническую помощь. На СССР закон о ленд-лизе распространился с 7 ноября 1941 года, после того как Франклин Д. Рузвельт одобрил предоставление Советскому Союзу займа в $1 млрд. Сталин расценил этот шаг как «исключительно серьёзную поддержку Советского Союза в его громадной и трудной борьбе с нашим общим врагом». Решающим же фактором стало нападение японцев на базу ВМФ США в Пёрл-Харборе 7 сентября 1941 года.

– В чём его политическое значение?
– Принятие этого закона стало фактическим заявлением мирового сообщества о том, что оно объявляет экономическую войну Германии. Это была надежда на открытие Второго фронта. Это произошло 6 июня 1944 года. До этого времени «вторым фронтом» советские солдаты называли тушёнку, завозимую в части регулярной армии по линии ленд-лиза с 1942 года.

– Сколько всего грузов было отправлено в адрес Советского Союза?
– С 1941 по 1945 год в СССР было доставлено порядка 18 млн тонн различных грузов. Более четверти (4,5 млн тонн) из них – продукты питания, металл для авиационной промышленности. Ещё 3,5 млн тонн грузов по ленд-лизу составили железнодорожные рельсы. Пришло более 22 тыс. американских, английских и канадских самолётов, 12 980 танков, 596 боевых кораблей и вспомогательных судов, 14 тыс. орудий, более 6 млн винтовок и пулемётов, 8 тыс. тракторов и тягачей, 345 тыс. тонн боеприпасов, а также взрывчатка, горюче-смазочные материалы. Всего на сумму $10,8 млрд.

– Когда СССР получил первую военную помощь от Запада?
– Первый конвой, пройдя опасным Северным морским путём, вошёл в Архангельск 31 августа 1941 года. Тогда было доставлено 48 самолётов «Томагавк» (Curtiss P-40 Tomahawk) и один «Хоукер» (Hawker), более миллиона патронов и другие военные материалы. Следом подошло ещё семь союзных конвоев с техникой и боеприпасами. Что, конечно, было каплей в море относительно того, что нужно было Советскому Союзу, но как моральная поддержка это дорогого стоило.

– Как грузы по линии ленд-лиза попадали в Советский Союз?
– Из США и Великобритании по Северному морскому пути: самый короткий и самый опасный путь. На юге – от Персидского залива и далее по железной дороге через Иран и Ирак до республик советского Закавказья. Был длинный, но безопасный путь, который обслуживали бригады советских, американских и британских специалистов через Аляску в Красноярск.

– Насколько значимой была помощь союзников в обеспечении Советского Союза железнодорожной техникой и материалами?
– С начала войны в Советский Союз были поставлены 1981 паровоз и 11 156 железнодорожных вагонов различного назначения. Более 600 тыс. тонн рельсов (57% от общего числа произведённых в СССР). В это же время предприятия СССР произвели 92 паровоза и более одной тысячи грузовых вагонов. Справедливости ради уточним, что первый заказ на 200 паровозов мы сделали только в 1943 году, когда было потеряно 14% из собственного парка в 25 тыс. паровозов и 40% железнодорожных путей в европейской части страны оказалось на оккупированной врагом территории. А основная партия из 1600 паровозов начала поступать только в 1944 году.

– Как были использованы эти железнодорожные мощности?
– Большая часть первой партии паровозов, вагонов и другой железнодорожной техники была направлена на обеспечение бесперебойной работы железнодорожного коридора из Ирана. В центр страны по Транссибу непрерывным потоком шли составы с боеприпасами, боевой техникой, продовольствием. В том числе и с двух военных заводов, которые были построены на территории Ирана американской компанией General Motors для сборки грузовых автомобилей, которые шли в СССР по ленд-лизу. Всего за годы войны здесь собрали более 184 тыс. автомобилей, а общий грузопоток через порты Персидского залива составил более 4 млн тонн. С 1944 года поставки вагонов, локомотивов и рельсов работали на восстановление народного хозяйства СССР и обеспечение бесперебойных поставок техники на фронт.

– Какая техника, поставляемая по ленд-лизу, лучше всего зарекомендовала себя на войне?
– На войне это условный критерий: например, первые американские истребители «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra) поступили в Советский Союз с резиной, которая не выдерживала слабых морозов. Затем, доработанные, они стали одними из самых востребованных у советских лётчиков-асов. На «Аэрокобре», которую ласково называли Белла или Беллочка, воевал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. На этом самолёте он одержал 48 из 59 воздушных побед. Кстати, 11 из 27 лётчиков-истребителей дважды Героев Советского Союза предпочли этот самолёт, который на малых и средних высотах показывал феноменальную скорость и маневренность. Хорошо зарекомендовали себя боевые корабли, грузовики «Студебеккер» и внедорожники «Виллис».

– Когда поставки по ленд-лизу достигли пика?
– Пик поставок пришёлся на 1944 год. Было поставлено 6,2 млн тонн различных грузов, в 1943-м – 4,8 млн тонн, в 1945 году – 3,7 млн тонн. Ближе к концу войны, после смерти президента Рузвельта 12 апреля 1945 года, новый президент США Гарри Трумэн распорядился приостановить поставки для СССР. А после разгрома Японии поставки по ленд-лизу прекратились полностью.

– Как сами союзники оценили помощь, оказанную СССР по ленд-лизу?
– Например, министр торговли США Дж. Джонс отметил: «Мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль». Кроме этого, уже к 1942 году США полностью избавились от безработицы, хотя ещё в 1940 году официальными безработными в Америке было 8,1 млн человек. Ближе всех к оценке места ленд-лиза в истории мировой войны был Гарри Гопкинс, советник президента Рузвельта. Он сказал, что в США никогда не считали помощь по ленд-лизу решающим фактором в победе СССР на Восточном фронте. «Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии», – отметил он. «За эту помощь русские уже заплатили цену, которая не поддаётся измерению в долларах и тоннах: это миллионы нацистских солдат, убитых и взятых в плен, нацистские танки, превращённые в груды железного лома на поле боя, пушки и грузовики, брошенные отступающими германскими армиями», – сказал Эдвард Стеттиниус, госсекретарь США при президенте Рузвельте. Вернее не сказать.

Беседовал Виктор Гавриков

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31