14 мая 2021 17:12

Паровоз Победы

Л-3095 – живая память героического прошлого Горьковской дороги

Сентябрьским утром 2008 года движение на автомагистрали Москва – Нижний Новгород у переезда в Чичереве остановилось. Водителей ждало необычное зрелище. Разрезая воздух пронзительным, отрывистым гудком (этот звук нельзя спутать ни с чем), за закрытым шлагбаумом промчался паровоз. Он спешил по ветке Ильино – Фролищи на соседнюю станцию Инженерная, чтобы попасть там под вражеские бомбы.
Обстановка, которую кинематографисты и работники Горьковской дороги создали на Инженерной, возвращала в 1941 год. По путям в военной форме образца начала Великой Отечественной бегали солдаты, рядом ухали взрывы. Но тут же мирно стояли современные автобусы с московскими номерами, работал кран с кинокамерой. Гримёр рисовала на лицах задействованных в массовке современных солдат раны и делала им перевязки. Актёры между репетициями попивали кофе из термосов и разговаривали по сотовым.

А бригада локомотивного депо Горький-Сортировочный дубль за дублем вела паровоз мимо съёмочной площадки. Движенцы в оранжевых жилетах переводили стрелки, формировали состав из нескольких крытых вагонов, которые играли роль теплушек.
«И была война» – такое название получил фильм.
– Он о судьбах молодых людей, встретивших те страшные для России дни, об их боевом крещении, о поколении, которое спасло страну ценой своих жизней, – рассказывал режиссёр Алексей Феоктистов. – Нашу историю часто унижали, передёргивали. Но мы хотим напомнить молодёжи о героических страницах. С каждым поколением об этом надо говорить заново.

Итак, начало войны. Два молодых человека едут на фронт. Один получил повестку в военкомате, другой пошёл добровольцем, он комсомолец и верит, что война продлится недолго. Поезд идёт в сторону Брянска. Но линию уже перерезал враг. Начинается налёт авиации. Алексей Феоктистов сам воевал в Афганистане и, побывав в боях, хочет рассказывать правду о Великой Отечественной войне даже в деталях.
– Для нас важно воссоздать атмосферу тех дней в мелочах. И за помощь в этом мы благодарны Горьковской дороге, – говорит режиссёр. – Сцена с поездом ключевая. Чтобы снять её, мы обратились к начальнику дороги, объяснили, о чём фильм, и бесплатно получили на время съёмок и станцию, и паровоз с машинистами.

Л-3095, «лебедянка», единственный на дороге паровоз в рабочем состоянии, спроектирован уже в 1947 году. Но похож на локомотивы военных лет. Его первое название – «Победа». Позже был переименован в честь конструктора Льва Лебедянского.

Кстати, этот локомотив прочно ассоциируется именно с Победой. Он не раз водил по дороге «Поезд Победы», который в канун юбилеев встречали на станциях в регионах магистрали. И праздничный поезд, сформированный к 150-летию самой магистрали, вёл этот же Л-3095.

На съёмки фильма «Победу» привела бригада из трёх опытнейших машинистов: Сергея Преснякова, Петра Русакова и Геннадия Дёмочкина. Они его и восстанавливали в начале двухтысячных.
– К съёмкам паровоз готовили больше суток – заправляли, смазывали, ведь пройти туда и обратно ему надо было почти 200 км, – говорит Сергей Пресняков. – Наша «лебедянка» и мы снимались в кино впервые. Со съёмочной группой контакт нашли очень легко – киношники оказались людьми в общении приятными. И я испытывал чувство гордости от осознания того, что мы помогаем создавать фильм о славном прошлом страны.

Работа шла, несмотря на дождь. Оператор Олег Ихлов несколько раз проехал «на броне» «лебедянки», снимая мелькающий под колёсами путь и вырывающийся пар. Пиротехник ставил «разрывы бомб», режиссёр репетировал с артистами и массовкой.

Поезд останавливается. Солдаты выходят из вагонов. Один из них кричит: «Воздух!» Бойцы рассыпаются, ложатся на землю. «Сейчас я обозначу взрывы, а вы заметьте, когда они будут… Бабах!.. Бабах!..» – Алексей Феоктистов машет руками и указывает ещё раз, где должно рвануть и куда должны перемещаться камера, массовка, актёры.

В фильме «И была война», премьера которого состоялась в 2010 году, эта сцена действительно стала ключевой.
– Мне было очень приятно узнать в кино наш Л-3095, – делится почётный железнодорожник Владимир Михайлов. – Тем более что этот паровоз мы, ветераны, считаем мемориальным.

Владимир Михайлов начинал в депо Горький-Сортировочный в 1959 году как паровозный кочегар, а, проработав 41 год, ушёл на пенсию с должности машиниста-инструктора. И он прекрасно помнит своего старшего коллегу Героя Социалистического Труда Бориса Стрижова, за которым и был закреплён ставший теперь киногероем локомотив.

Стрижов пришёл работать слесарем в депо в 1938 году, после окончания школы фабрично-заводского обучения. Спустя два года он стал машинистом. Во время войны обеспечивал перевозки, которые во многом решали исход военных операций – Горьковская оставалась одной из четырёх дорог, которые в самые трудные дни связывали столицу с остальной страной. Для скорейшего восстановления народного хозяйства в послевоенные годы требовалось увеличение объёмов грузовых перевозок. И Борис Стрижов первым на Горьковской дороге начал водить тяжеловесные поезда, стал инициатором соревнования машинистов за высокую производительность в работе. В 1953–1961 годах он провёл 731 тяжеловесный поезд и перевёз свыше 735 тыс. тонн груза сверх плана. Частью технологии работы с такими поездами стало созданное в 1954 году по его инициативе производственное содружество локомотивщиков со смежниками – путейцами и диспетчерами, обеспечивавшее вождение тяжеловесов по определённым «ниткам» с высокой скоростью. В результате на узле улучшились качество ремонта, техническое состояние пути и, конечно, увеличились скорости. В 1962 году Стрижову было присвоено звание «Лучший машинист сети дорог».
– Приятно, что паровоз Бориса Стрижова сохранён в депо в рабочем состоянии, а не как музейный экспонат, – сказал Владимир Михайлов. – Думаю, локомотив ещё ждёт большое будущее.

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31