12 мая 2021 20:59

Начальник трёх прифронтовых дорог

Генерал-директор движения II ранга Феодосий Ткаченко внёс свой вклад в Победу

В преддверии очередной годовщины Великой Победы невольно задумываешься, как смог наш народ выстоять в эти страшные четыре года. И понимаешь: это был каждодневный подвиг, самоотдача и жертвенность, на которые были способны наши отцы, деды, прадеды. Вечная им благодарность и память.
Передо мной два пожелтевших листка автобиографии, написанные рукой моего деда. Читаю эти скупые строчки, а за ними встают героические страницы жизни родного человека и всей нашей страны.
Мой дедушка Феодосий Мефодьевич Ткаченко (1901–1976) во время Великой Отечественной войны был попеременно начальником трёх важнейших железных дорог – Юго-Восточной, им. Ф.Э. Дзержинского и Московско-Киевской. На этих дорогах, охватывающих основные стратегические направления от Москвы до Ростова-на-Дону и Сталинграда, шли самые тяжёлые бои, здесь решалась судьба страны.

Всю жизнь мы жили в Москве с родителями моей мамы Аделаиды Феодосьевны Ткаченко (в замужестве Сударевой). В моих воспоминаниях дедушка был уже на пенсии. Сколько себя помню, он всегда был рядом – такой мягкий, домашний. Но всякий раз, вглядываясь в его фотографию в кителе и с орденами, вижу совсем другого человека – нового для меня, сильного и смелого, который мог принять важное решение и добиться его выполнения.

Феодосий Мефодьевич Ткаченко родился на Украине, на станции Пятихатки Екатеринославской дороги, в семье составителя поездов. У его родителей было семь душ детей. В 14 лет, окончив двуклассное железнодорожное училище, Феодосий начал работать сначала наклейщиком вагонов, а с 16 лет – техническим конторщиком. Но ему очень хотелось учиться дальше.

В марте 1934 года после всех курсов повышения квалификации дедушка добился направления во всесоюзную Академию железнодорожного транспорта в Ленинграде. А в июле 1935-го по приказу наркома путей сообщения Лазаря Кагановича был отозван с учёбы и назначен начальником отделения движения станции Лихая Юго-Восточной дороги. Спустя три года стал начальником этой дороги.

1941 год вся семья дедушки – жена Наталья Ефимовна, дочь (моя мама) и сын (мой дядя Владимир Феодосьевич Ткаченко) – встретила в Воронеже. И до августа 1942-го дедушка руководил Юго-Восточной дорогой.

11 февраля 1942 года газета «Гудок» писала: «Дорога получила возможность вырвать из лап немцев ещё 68 поездов. Так, используя каждый метр пути, юговосточники приняли вагонов на свою дорогу в четыре раза больше нормы... Страна никогда не забудет заслуг коллективов Юго-Восточной и Московско-Донбасской дорог в те дни, когда немецкие полчища, невзирая ни на какие потери, лезли вперёд, на восток. Командование Юго-Западным фронтом высоко оценило эти заслуги перед Родиной... 22 железнодорожника Юго-Восточной и Московско-Донбасской дорог награждены боевыми орденами и медалями Союза ССР. Среди награждённых руководители Юго-Восточной и Московско-Донбасской дорог Ткаченко и Рудой».

Мой дед был удостоен ордена Красной Звезды. После отступления наших войск из Воронежа, после всех усилий железнодорожников по эвакуации в августе 1942 года Ткаченко был назначен начальником Московской дороги и награждён орденом Трудового Красного Знамени. А в феврале 1943-го его возвращают в освобождённый Воронеж вновь начальником Юго-Восточной дороги. Начинается подготовка к решающему сражению – Курской битве, которая предопределила полный разгром нацистской Германии.

Вот как описывает этот период в своей книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945» министр путей сообщения Николай Семёнович Конарев: «3 августа началось контр-наступление Воронежского и Степного фронтов и части Юго-Западного фронта против Белгород-Харьковской группировки противника... Исключительно большую нагрузку выдержали прифронтовые железные дороги: Юго-Восточная (начальник дороги Ф.М. Ткаченко, начальник передвижения войск Т.И. Половников), Московско-Донбасская (начальник дороги Е.Ф. Ру-дой, начальник передвижения войск С.Г. Гаврилов), им. Ф.Э. Дзержинского (начальник дороги А.П. Молчанов, начальник передвижения войск М.Х. Аунс) и Московско-Киевская (начальник дороги Н.Г. Васильев, начальник передвижения войск А.Г. Дубинский).

Объём перевозок боевой техники в район Курска был намного больше, чем при битвах под Москвой и Сталинградом. Если под Москву в 1941 году по железным дорогам было подвезено артиллерии, танков и частей военно-воздушных сил 219 эшелонов, а под Сталинград в период с июля 1942 по февраль 1943 года 981 эшелон, то во время подготовки и в ходе Курской битвы по железным дорогам было доставлено уже 1410 эшелонов».

6 ноября 1943 года указом Сталина деду было присвоено звание «генерал-директор движения II ранга». С января 1944 года до декабря 1945-го он работал начальником Московско-Киевской дороги и участвовал в подготовке операции «Багратион», целью которой был разгром немецко-фашистской группы армий «Центр», занимавших оборону в Белоруссии. И опять в самые короткие сроки фронтам по железной дороге было необходимо перебросить огромное количество материально-технических средств и воинских подразделений.

В одном из лучших, на мой взгляд, романов о войне «Момент истины. (В августе сорок четвёртого...)» Владимира Богомолова были опубликованы подлинные документы, адресованные и начальнику Московско-Киевской железной дороги Ф.М. Ткаченко. Вот один из таких документов:
«Служебная записка. Чрезвычайно срочно! Особой важности! Ковалёву, Ткаченко. Под вашу личную ответственность следующие в Прибалтику, подлежащие особому контролю отдела оперативных перевозок литерные эшелоны серии «К» (танковая техника россыпью), вышедшие из Челябинска 17 и 18 августа, а также из Горького и Свердловска 18 августа, впредь до особого указания должны быть задержаны на Московском железнодорожном узле. Исполнение проконтролируйте лично и немедленно доложите. Основание: распоряжение Ставки ВГК. Карпоносов».

В 1945 году Феодосий Мефодьевич Ткаченко был награждён орденом Ленина. После войны несколько лет он руководил Московско-Курской дорогой. Славную биографию деда продолжил и его сын, мой дядя Владимир Феодосьевич Ткаченко, который ушёл на войну 16-летним подростком. О её окончании узнал в Вене. После войны дядя окончил Военно-транспортную академию и Военную академию Генерального штаба. Возглавлял 2-е управление Службы военных сообщений при Главном оперативном управлении Генерального штаба. Участвовал в обосновании необходимости строительства Байкало-Амурской магистрали, выборе трассы и развёртывании строительства БАМа. Он автор многих статей о роли железнодорожного транспорта в годы войны и в современных условиях.

В одной из таких статей, «Транспорт и служба военных сообщений – передний край обороны страны», опубликованной в журнале «Национальная оборона», он пишет о необходимости проведения мобилизационной подготовки железнодорожного транспорта с учётом современных способов ведения войны и новейших средств разрушения. Как бы ни менялся наш мир, но судьба и благополучие России всегда будут зависеть от устойчивой работы железнодорожного транспорта, считает мой дядя, генерал-майор в отставке Владимир Феодосьевич Ткаченко.

Елена Сударева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31