06 мая 2021 12:48

Тем годам поклонимся

В Курске бережно хранят память о железнодорожниках, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны

Огненный 1943 год особенно памятен курянам, отмечающим этим летом 75-летие Курской битвы. Музей, разместившийся на территории локомотивных депо Курск, играет важную роль в подготовке к этой дате.
Экспонаты музея локомотивных депо Курск
В канун Дня Победы об экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, рассказывает методист подразделения по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек Пелагея Михайлова.
– У нас собран богатый и даже, можно сказать, уникальный материал, посвящённый Великой Отечественной войне, – говорит Пелагея Петровна.

Жемчужиной экспозиции, несомненно, является диорама, рассказывающая о сражении, произошедшем 2 ноября 1941 года на подступах к Курску. В нём приняли участие сформированный в городе Кировский полк народного ополчения, командовал которым Иван Пархоменко, и бронепоезд №15, построенный в цехах паровозного депо Курск-Северное. События тех огненных лет воспроизведены на основе воспоминаний участников и очевидцев того сражения. Осмотр диорамы сопровождается звуковыми и световыми спецэффектами.

Отдельные стенды посвящёны трём Героям Советского Союза. Один из них, Михаил Ренц, до войны трудился слесарем в паровозном депо Курск-Северное. Во время войны гвардии майор Ренц командовал эскадрильей 30-го гвардейского истребительного авиационного полка 273-й истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии. Он совершил 246 боевых вылетов. В 56 воздушных боях сбил 18 вражеских самолётов, за что ему и было присвоено звание Героя Советского Союза.

Иван Чехов воевал с августа 1941 года. Звания Героя Советского Союза удостоен 22 февраля 1944 года за форсирование Днепра. По окончании войны работал старшим механиком радиоузла Курской дистанции сигнализации и связи.

И ещё один Герой Советского Союза – Егор Никулин. В действующей армии с февраля 1943 года, командир отделения 1-го сабельного эскадрона 7-го гвардейского Перемышльского кавалерийского полка гвардии сержант. Особо отличился в ходе Сандомирско-Силезской наступательной операции. Возглавляя разведывательную группу из трёх человек, в тылу противника ликвидировал расчёт артиллерийского орудия, рассеял группу немцев и захватил пленного. За период боёв в январе–феврале 1945 года лично уничтожил более 40 гитлеровцев. В июне 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он работал на станции Золотухино путевым рабочим Курской дистанции пути Московско-Курской железной дороги.

Другой стенд посвящён двум кавалерам ордена Александра Невского. Это – Василий Ситников и Алексей Кащенко.

Первый после войны работал слесарем паровозного депо Курск. А второй – старшим инженером планово-экономического отдела Курского отделения Московско-Курской железной дороги.
– Не могу не сказать и о старшем сержанте, командире орудия второго батальона 1745-го зенитного артиллерийского полка 54-го зенитного дивизиона Геннадии Черникове, – продолжает Пелагея Михайлова. – Он был участником двух, пожалуй, самых знаменитых парадов в истории нашей страны – 7 ноября 1941 года в честь 24-й годовщины Октябрьской революции и 24 июня 1945 года. После войны этот замечательный человек работал в паровозном депо Курск. Сначала он был кочегаром паровоза, а затем машинистом тепловоза.

В витринах – ордена героев, наградные листы, сведения об их боевом пути, фотографии и документы тех лет.

Ещё один интересный факт. В конце октября 1941 года работники локомотивных депо Курск-Северное и Курск-Западное совместно с вагонниками выпустили два бронепоезда – №14 и №15, которые в 1941–1942 годах помогли Красной Армии сдержать наступление немцев на Воронеж. На одном из них помощниками машиниста работали две подруги, комсомолки Мария Козьменкова и Нина Горбачёва. За мужество, стойкость и доблесть они были награждены орденами Трудового Красного Знамени и медалями «За отвагу». После войны обе работали машинистами в Курском паровозном депо.

Отдельный стенд рассказывает о бомбёжке 2 июня 1943 года, незадолго до начала сражения на Курской дуге. 824 немецких бомбардировщика обрушили на Курский железнодорожный узел более 2600 авиабомб. На рабочих местах погибли более 40 железнодорожников. Их имена увековечены на памятном знаке, установленном на территории парка дома культуры железнодорожников. Среди выбитых золотом имён имя старшего стрелочника Александра Красникова. Раненный во время бомбёжки в левую руку, он вместе с составителями Иваном Гаркавцевым и Виктором Гольцовым спасал объятые пламенем вагоны с боеприпасами.

Были разбиты восемь паровозов, 154 вагона, повреждены 12 стрелочных переводов. Однако уже через 11 часов главный путь был восстановлен и по нему прошёл первый воинский эшелон.

Сегодня этот музей является центром популяризации истории железнодорожного транспорта города Курска и пользуется признанием у горожан. В последнее время в его фонды часто обращаются жители области за сведениями о своих родственниках-железнодорожниках. В его стенах школьники и студенты знакомятся с профессией железнодорожника, узнают об истории и традициях Курского железнодорожного узла.

Подготовил Андрей Городнов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31