07 мая 2021 01:54

Диспетчеры сдали экзамен

Состязания движенцев показали уровень их подготовки

В канун первомайских праздников в Москве прошёл традиционный конкурс профессионального мастерства среди поездных диспетчеров Московской дирекции управления движением. Его победителем на этот раз стал поездной диспетчер Московско-Курского района управления диспетчерского центра управления перевозками Евгений Ипатов.
Представителям этих профессий отведена роль подлинных хозяев отдельных участков стальной магистрали. Если диспетчерский аппарат дирекции стоит у руля перевозочного процесса в целом, то на поездных диспетчеров возложено управление движением поездов. При этом необходимо соблюсти графики и обеспечить выполнение требований безопасности движения не только движенцами, но и работниками других структурных подразделений дороги.

Перед организаторами профессионального состязания стояла непростая задача – выстроить конкурс таким образом, чтобы 11 его участников смогли максимально полно продемонстрировать перед взыскательным жюри во главе с начальником Московской дирекции управления движением Сергеем Кобзевым свои теоретические знания, практический опыт, техническую грамотность.

Как рассказал «Московскому железнодорожнику» недавно назначенный начальник диспетчерского центра управления перевозками Владимир Трифонов, нынешние состязания решено было проводить в новом формате. Почему?
– В прежние годы, – заметил мой собеседник, – конкурсные задания, если брать их в целом, сводились к компьютерному тестированию участников. В данном случае они могли продемонстрировать разве что теоретические знания, связанные с деятельностью поездного диспетчера. Но аспекты профессиональной деятельности этих специалистов широки и разнообразны. Думаю, что новый формат конкурса позволит в большей степени раскрыть, чем живут конкурсанты, как видят свою работу.

В нынешнем формате конкурс состоял из трёх этапов. Открывался он «Визитной карточкой». Вот где участники могли ярко и насыщенно рассказать о себе и своей работе. В том числе один из самых молодых – поездной диспетчер Московско-Курского района управления Дмитрий Машков. Его послужной список нельзя не оценить как отражение целеустремлённости этого человека. Начальную подготовку Дмитрий прошёл на базе Тульской детской железной дороги. Далее – учёба в Российском университете транспорта (МИИТ), освоение первой железнодорожной профессии составителя поездов на станции Москва-Пассажирская-Ярославская. Сегодня этот поездной диспетчер обслуживает участок Московского центрального кольца, осваивая при этом инновационные технологии. Активно занимается общественной работой, возглавляет совет молодёжи Московской дирекции управления движением.

Следом за Дмитрием о своих достижениях на профессиональном поприще рассказала Марина Сычёва. Она, в отличие от Дмитрия, имеет большой практический опыт. В должности поездного диспетчера женщина работает с 1985 года. Обслуживает участок Брянск – Кудринская – Дятьково. Марина – представитель железнодорожной династии.
– Мы живём в таком районе Брянска, где царит культ железнодорожного транспорта, – рассказала она о себе. – Рядом с моим домом – памятник паровозу. Большинство соседей – железнодорожники. Можно ли в такой атмосфере не выбрать железнодорожную профессию?

По окончании этапа прошу Владимира Трифонова прокомментировать, как он прошёл.
– Понятно, что все конкурсанты гордятся своей работой. Это подкупает. Но в данном случае жюри оценивает прежде всего то, насколько каждый из участников владеет искусством «подать себя».

Правила второго этапа соревнования оказались максимально схожими с правилами популярного телеконкурса «Своя игра». Все участники, выстроившись полукругом, поочерёдно отвечали на тематические вопросы, связанные с такими категориями, как безопасность движения, охрана труда, общие познания. Выбрать за считаные секунды вариант правильного ответа оказалось совсем не просто.

Наиболее сложной оказалась завершающая стадия данного этапа. Здесь предстояло продемонстрировать необходимые действия в предложенной комиссией нестандартной ситуации. Соответственно, и вопросы для оценки знаний были подготовлены из числа наиболее сложных.

Евгению Ипатову пришлось «разруливать» ситуацию, связанную с разрывом на перегоне тормозной магистрали и падением давления, а вслед за этим отцепкой вагонов. Конкурсант абсолютно правильно описал действия, необходимые в данной ситуации, – закрепление подвижного состава, остановка как встречных поездов, так и составов, находящихся на перегоне, отправление вспомогательного локомотива. Правильно вычислил нахождение вагонов на перегоне по заданной ситуации. Следя за тем, как Евгений действовал в нештатной ситуации, трудно было не заметить, что он не просто знает свои инструкции и должностные обязанности, а насквозь «видит» свой участок, своевременно и правильно реагируя на происходящие здесь изменения. Отсюда по сути безупречной выглядела выдаваемая им информация: где, в какое время и что нужно сделать. В этом ему не было равных.

Последний тур соревнований окончательно расставил участников по ранжиру. Вслед за Евгением Ипатовым в тройку лучших вошли поездные диспетчеры Московско-Смоленского района управления Илья Войтюк и Павел Вихорев. Все они отмечены наградами НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».

Несколько штрихов к портрету победителя конкурса. Евгений Ипатов ещё третьекурсником МИИТа освоил профессию монтёра пути на Московско-Ярославской дистанции пути. В его послужном списке значатся должности дежурного по станции Щёлково, заместителя начальника станции Монино, начальника станции Зелёный Бор. Впоследствии показавшего себя в деле специалиста назначили на должность поездного диспетчера. Чем глубже он осваивал эту профессию, тем больше укреплялся в сознании, что это его работа. Сегодня Евгений обслуживает один из самых напряжённых по пригородному пассажирскому движению участок Москва Ярославская – Сергиев Посад с ответвлениями на Фрязино, Фрязево, Красноармейск.

Оценивая результаты конкурса, практически все представители жюри сошлись во мнении, что в ходе данного состязания продемонстрирован богатый профессиональный ресурс, которым располагает Московская дирекция управления движением.
– Главное здесь, – отметил начальник Московской дирекции управления движением Сергей Кобзев, – профессиональные качества специалистов, включая, конечно, поездных диспетчеров. Конкурс выявил не только их профессиональный, но и интеллектуальный потенциалы. Поездным диспетчерам иногда приходится принимать нестандартные решения, чтобы выполнить график движения поездов. На них лежит особая ответственность с точки зрения дисциплины, обучения, работы при организации движения с интервалами, доходящими до восьми минут. В этой ситуации инициативность – одно из ведущих качеств. Важно, чтобы каждый и в дальнейшем на своём рабочем месте трудился ответственно, проявлял инициативу, повышал свой вклад в оптимизацию деятельности магистрали, заботился о безопасности перевозок.

Владимир Горелкин
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31