08 апреля 2020 12:54

Женщинам дали важный совет

Филиалы Координационного совета по поддержке женщин компании появятся на сети

В ОАО «РЖД» начал свою работу Координационный совет по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин. В ближайшее время на каждой дороге будут созданы его региональные подразделения. Они сделают женский труд более комфортным.
Нынешний год объявлен в компании Годом улучшения условий труда и производственного быта вообще и Годом улучшения условий труда женщин в частности. Всеми вопросами, касающимися этой темы, в том числе и повышения комфортности работы, занимается Координационный совет во главе с советником генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Ириной Костенец и заместителем генерального директора холдинга Дмитрием Шахановым. Распоряжение о создании Совета подписано главой компании 9 февраля. Он будет действовать на постоянной основе и собираться по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Здесь будет аккумулироваться информация со всех регионов дорог, где свои Советы создаются в рамках уже действующих региональных оперативных комиссий по координации взаимодействия железных дорог с расположенными в их границах подразделениями. Первая задача Совета – изучение потребностей работающих в компании женщин (они составляют 32% от общей численности сотрудников).
«По 16 дорогам разосланы анкеты-опросники, в которых мы просим женщин отметить, какие вопросы их волнуют и что они хотели бы изменить. Участницы разбиты на возрастные группы, есть даже категория «женщины, уже вышедшие на пенсию». У разных возрастных категорий свои потребности и приоритеты. Молодых женщин с детьми скорее будут волновать ясли и детские сады. Тех, у кого ещё нет семьи, – карьерный рост. Самое главное, что у наших работниц должно быть право выбора и возможность им воспользоваться», – рассказала «Гудку» Ирина Костенец.

Результаты исследования будут готовы к концу марта. Затем Совет разработает план действий, который станет ориентиром на ближайшие годы. Не исключено, что в перспективе по итогам данной работы потребуется актуализировать Коллективный договор ОАО «РЖД». Например, чтобы предусмотреть дополнительные льготы для женщин и расширить возможности для работы в удалённом режиме. Правда, на какие именно позиции может распространяться такой вариант, пока говорить рано. Этот вопрос сейчас прорабатывается причастными специалистами компании, уточняет Ирина Костенец.

В компании также готовы пересмотреть профессии, доступные для женщин на железной дороге.

Напомним, что постановлением правительства № 162, датированным 25 февраля 2000 года, был утверждён Перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин. Такие ограничения есть во многих отраслях: металлобработка, строительно-монтажные работы, работы со свинцом, горные работы. А 30-й раздел документа полностью посвящён железнодорожному транспорту и включает такие профессии, как машинист и помощник машиниста локомотива, составитель поездов, аккумуляторщик, осмотрщик вагонов.

Уже довольно давно обсуждается вопрос, почему дамы не могут работать машинистами, хотя им можно быть лётчицами даже на военных самолётах. Кстати, во время Великой Отечественной войны женщины работали машинистами паровозов, а в мирное время их отлучили от управления. На железных дорогах США и Финляндии между тем такого ограничения нет – женщины работают машинистами на скоростных поездах и даже ездят в одно лицо.

Вполне возможно, что россиянкам в скором времени разрешат вернуться в кабину машиниста. «Запрет на работу женщин у нас был обоснован вредными факторами, связанными с вибрацией, потому что грузовые и пассажирские локомотивы были не слишком комфортными, – говорит Ирина Костенец. – Но сейчас появился более современный подвижной состав, в том числе скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка».

С этим согласны и в Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД». Как ранее пояснил «Гудку» начальник департамента Пётр Потапов, использование перечня Минтруда в современных условиях необъективно и может допускать дискриминацию женского труда. На рабочих местах одних и тех же профессий условия труда могут быть разными. «Поэтому каждое рабочее место необходимо рассматривать отдельно с учётом имеющихся условий труда», – отметил он.

Правда, РЖД не может своим решением открыть женщинам доступ к железнодорожным профессиям – для этого потребуется согласование с правительством. В компании вообще предлагают упразднить общий перечень и установить критерии, по которым работодатели на основании результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, по согласованию с профсоюзом, будут сами формировать перечни рабочих мест (профессий) с ограниченным применением труда женщин.

Мария Хлопотина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28