01 декабря 2022 19:34

Ожившая узкоколейка

В Переславском железнодорожном музее собраны уникальные экспонаты

Представьте, что вы едете на ретропоезде. Из его окон открывается живописный вид на серо-голубые просторы озера Плещеево. Гудок паровоза звучит не только приветствием, но и посылом из прошлого, когда в этом крае была развита более чем 150-километровая сеть узкоколейных железнодорожных путей. Сохранился лишь участок протяжённостью два километра.
Начало истории Переславской узкоколейной железной дороги – 20-е годы прошлого века, когда в окрестностях велась разработка торфяных месторождений, обусловленная переходом местных промышленных предприятий на новый вид топлива.

Узкоколейка пережила и период расцвета, и спад, и забвение. Наверное, так и остались бы заброшенными петляющие среди высокой травы, уходящие в никуда рельсы, если бы не влюблённые в железную дорогу люди, поставившие себе задачу сберечь эти оставшиеся километры пути.

В 1991 году было создано независимое музейное предприятие. Небольшой группе энтузиастов предстояла сложная работа: нужно было привести в порядок здание депо в Талицах, где разместился музей, обустроить прилегающую лужайку с железнодорожными путями, а главное – собрать уцелевшие экспонаты, которые помогут восстановить историю Переславской узкоколейки.

Работникам музея и их добровольным помощникам предстояло не только отыскать старую технику, но и доставить её на место, изучить историю и принципы действия, чтобы потом можно было ответить на любой вопрос посетителей.

Как вспоминает один из основателей музея – Вадим Миронов, сначала работа велась буквально на ощупь, шаг за шагом. «Сейчас уже не остановиться, планов много, и хорошо бы осуществить хотя бы часть из них», – говорит он.

Директора музея Сергея Дорожкова всегда интересовала старая техника. Он самостоятельно занимался поисками и больше всего мечтал найти старый паровоз, своими руками восстановить его, чтобы потом можно было показывать людям.

Он рассказал о первых находках музейщиков. Сначала здесь появились крытый грузовой вагон Wismar, построенный в Германии, затем – два паровоза серии Кп4 – 300 и 460, а также пассажирский вагон 2–3-го класса (Германия, 1898 год). Из Ленинакана привезли танк-паровоз Фт4-028, признанный памятником науки и техники 1-й категории и впоследствии ставший одним из центральных экспонатов музея. Затем музей пополнился паровозом Гр-269.

Поиски экспонатов не прекращаются.

Из Карелии прибыли рельсы конно-рельсовой дороги, действовавшей в 50-е годы. В 2016 году была найдена гидроколонка дореволюционного периода. Она установлена и подготовлена для подвода системы водоснабжения, ведь впереди строительство водонапорной башни.

В прошлом году музей получил в подарок от ОАО «РЖД» колёсотокарный станок 1903 года. История этого уникального объекта известна, ничего не утеряно, и после необходимых восстановительных работ посетители музея смогут его увидеть.

Экспозиция полевых железных дорог пополнилась комплектным путевым звеном образца 1929 года колеи 600 мм военно-полевой железной дороги французской армии, сохранившимся со времён Великой Отечественной войны и использовавшимся на дороге Оптуха – Болхов. Здесь же представлена современная 600-миллиметровая вагонетка, а в скором времени можно будет увидеть ещё один редкий экспонат – стандартную опрокидную вагонетку.

Работа по приведению экспонатов в надлежащее состояние, по восстановлению очередного образца железнодорожного транспорта требует особых навыков и умения. Бывает, что объекты привозят по частям, потом их собирают, восстанавливают, приводят в рабочее состояние, разыскивая и чудом добывая недостающие детали.

На сегодня в музее собраны локомотивы, вагоны, вагонетки, дрезины и сотни других экспонатов, большинство из которых долгие годы трудились на отечественных узкоколейных железных дорогах, преимущественно колеи 750 мм.

Каждый посетитель найдёт для себя что-то интересное: одних интересуют старые паровозы, станки, вагоны. Другим нравится автомобиль ЗИМ на железнодорожном ходу. Если же приезжает семья с детьми, то они непременно сфотографируются около паровоза, прокатятся на ручной дрезине – она здесь очень популярна.

У каждого, кто приезжает сюда, остаются свои впечатления от посещения этого замечательного музея под открытым небом. Наверняка среди посетителей найдутся и такие, кто захочет снова вернуться в Талицы. И пусть не прерывается связь времён, пусть бегает дрезина и готовятся к выходу «в свет» отреставрированные умелыми руками и помолодевшие старенькие паровозы. Они нужны нам!

Ольга Михайлова,
ведущий специалист Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31