01 апреля 2020 20:17

Линия второй жизни

Старые шины пойдут на новые полы

На базе ПМС-177 на станции Укладочный Западно-Сибирской дороги запущена первая на сети технологическая линия переработки отработанных резинотехнических изделий (РТИ) и производства напольных покрытий.
Доля переработки использованных покрышек в развитых странах приближается к 100%. В России же оцениваемый объём механической переработки шинных отходов не превышает 17%.

Для ремонтно-путевого комплекса ОАО «РЖД» эта проблема ещё актуальнее. ПМС эксплуатируют довольно большой парк колёсной техники: экскаваторы, бульдозеры, вахтовые автомобили. Из-за того что этот транспорт используется на перегонах и передвигается на неблагоприятных покрытиях, покрышки изнашиваются относительно быстро. Так, за год на предприятиях Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути (ДРП), помимо 34 тонн использованных шин, образуется до 450 тонн негодных прокладок рельсовых скреплений при железобетонных шпалах ЖБР, изымаемых из старогодней рельсошпальной решётки.

Переработка этого вида отходов не была организована ранее нигде на сети: весь объём либо складируется на территории предприятий, либо в соответствии с действующим экологическим законодательством утилизируется подрядными организациями. Стоимость утилизации одного килограмма резинотехнических изделий – более 5 руб. Учитывая объём образуемых региональной дирекцией отходов, речь идёт о миллионных расходах ежегодно.

Проект, реализованный на Западно-Сибирской дороге по программе ресурсосбережения Департамента технической политики ОАО «РЖД», позволяет решить сразу несколько задач: не только оперативно ликвидировать накопленный и вновь образуемый на ПМС объём РТИ, снизить негативное влияние на окружающую среду, но и дать отходам «вторую жизнь», улучшив условия труда на железнодорожных предприятиях благодаря укладке напольных покрытий на маршрутах служебного прохода, пешеходных переходах через пути. «Год экологии завершился, но мы не останавливаемся в планомерной работе по реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД», – заявил главный инженер Западно-Сибирской дороги Андрей Черевко.
«Идея родилась в процессе поиска решения, как переработать накапливаемый объём РТИ при минимальных затратах. Почерпнули опыт у сибирских организаций, специализирующихся на переработке», – отметил главный инженер Западно-Сибирской ДРП Владимир Семёнов.

Реализовать проект было решено на станции Укладочный. Здесь хорошая логистика, позволяющая свозить сюда отработанные РТИ со всей дороги. Кроме того, здесь были подходящие производственные площади, ранее пустовавшие.

Решение о реализации проекта было принято в начале прошлого года, а уже менее чем через год линия переработала первую партию РТИ. Размещены производственные мощности в отремонтированном цехе ПМС-177.

Впрочем, линия не была лишь трансляцией типовых проектов, внедрённых ранее в других отраслях, поскольку переработка отходов ремонтно-путевых предприятий имеет свои особенности и специалисты технического отдела Западно-Сибирской ДРП совместно с подрядчиком вырабатывали уникальные инженерные решения.
«Особенность переработки наших резинотехнических изделий заключается в первую очередь в наличии посторонних материалов – металлических изделий и текстильного корда – в отработанных прокладках ЖБР. Мы решали задачу их автоматического изъятия в ходе переработки», – рассказал начальник технологического отдела Западно-Сибирской ДРП Александр Пикалов.

Весь технологический процесс измельчения отработанных РТИ автоматизирован – от рабочих требуется лишь подать прокладки и шины (вперемешку, распределение не требуется) на элеваторную ленту и на выходе собрать заполненные мешки с резиновой крошкой.

Сначала отходы попадают в шредерную установку, где происходит их предварительное измельчение. На этом же этапе модуль-металлодетектор при помощи мощного магнита-барабана удаляет армирующую проволоку и другие металлические включения из резины.

Далее при помощи компрессорной установки резина подаётся в роторную дробилку, где измельчается до конечной фракции. Элементы из текстиля, более лёгкие, на вибростенде затягиваются в сопло, а резиновая крошка продолжает движение по линии. Она проходит через ещё один магнитный сепаратор, дублирующий первый, и наконец попадает на виброгрохот, автоматически распределяющий крошку на три категории по размеру частиц: до 1 мм, 1–3 мм и 3–5 мм. Производительность линии на входе – от 400 кг сырья в час. Таким образом, линия способна не только покрыть все потребности региональной ДРП, но и принять на переработку негодные РТИ с других подразделений дороги.
«Планируем найти применение и отсортированным посторонним материалам, которые линия также автоматически собирает в отдельные мешки. Металлические изделия могут отправляться в металлолом, текстиль подобного вида востребован, к примеру, в нефтедобывающей отрасли», – объясняет технолог технического отдела Западно-Сибирской ДРП Дмитрий Резанов.

Резиновая крошка – сам по себе востребованный на рынке продукт, недостаток которого испытывают многие российские предприятия. Её применяют для производства высококачественного дорожного покрытия, строительства детских и спортивных площадок, благоустройства улиц и дворов и многого другого. Однако западносибирские путейцы пошли дальше и организовали участок производства готовых напольных покрытий из крошки, выработанной на участке переработки.

На первом этапе работники загружают резиновую крошку и краситель (на данный момент доступны четыре цвета крошки: зелёный, чёрный, красный и серый) в смесители для приготовления сырьевой массы. Затем в эти же миксеры добавляют в нужной пропорции специальный клей, после чего полученную смесь распределяют по формам и ровняют.

Формы накрывают полиэтиленом, уплотняют на специальном прессе и фиксируют под давлением. Зафиксированную пресс-форму устанавливают в термокамеру с температурой 60 градусов. По истечении шести часов сушки плитка будет готова.

Кроме того, в цехе имеется мобильное оборудование для изготовления бесшовных напольных покрытий. Оно представляет собой аналогичный, но не стационарный смеситель, а также ручной каток. Оборудование позволяет изготовить смесь непосредственно на объекте и, равномерно распределив его по поверхности, разровнять катком.

Травмобезопасные напольные покрытия позволяют обеспечивать эстетичный внешний вид, безопасность и имеют срок службы более 20 лет.

Как отметил заместитель начальника ЗСЖД по Алтайскому территориальному управлению Евгений Вейде, линия – это, помимо прочего, ещё и новые рабочие места для жителей Алтайского края. В работе цеха задействованы четверо рабочих и бригадир. Все они прошли обучение работе с отходами IV класса опасности, к которым в том числе относятся покрышки. Это малоопасные отходы, им свойственна низкая степень негативного воздействия на окружающую среду. В задачи работников, помимо вышеназванных операций, входят предварительное удаление металлокорда из покрышек и разрубание их на восемь частей – для этих операций в цехе также установлены специальные агрегаты: выдёргиватель и станок-гильотина. Система вытяжек, охватывающая весь цех, удаляет запахи и создаёт благоприятные условия труда для работников.

Инвестиции в проект составили 13,8 млн руб., срок окупаемости – 3,5 года.

Определены пути дальнейшего развития цеха переработки. Так, под подачу резинотехнических изделий планируется адаптировать списанный вагон снегоуборочного поезда СМ-2, который позволит сократить количество рейсов по завозу РТИ в цех не менее чем в 15 раз. Совместно со специалистами дорожного конструкторско-технологического бюро планируется спроектировать и изготовить специальный бункер для сортировки подаваемой из вагона СМ отработанной резины – это снизит интенсивность труда оператора линии.

Как рассказали «Гудку» в Департаменте технической политики, эффективность работы технологической линии будет изучаться до конца года. «После этого будет рассматриваться возможность тиражирования подобного опыта на сети», – отметил заместитель начальника департамента Борис Иванов.

Александр Матвеев,
соб. корр. «Гудка»
Новосибирск



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31