31 октября 2020 04:27

Доступный подвижной состав

Непростая ситуация сложилась в сфере пригородных пассажирских перевозок. По прогнозу ОАО «РЖД», в предстоящие 13 лет необходимо обновить 4 тыс. вагонов, что составляет 43% парка.
Участники рынка и эксперты предлагают различные варианты решения проблемы закупки новых пригородных поездов. Одна из мер господдержки – субсидирование части затрат лизингового оператора.
Лизинговая схема позволяет перевозчику без единовременных капитальных затрат приобрести современный подвижной состав. В 2017 году лизинг активно использовался для закупки грузовых вагонов.

Как пояснили «Гудку» в Центре по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «Российские железные дороги» (ЦОПР), сейчас большинство пригородных пассажирских компаний и регионов ввиду ограниченности бюджетных средств не могут воспользоваться лизинговой схемой приобретения подвижного состава без государственной поддержки.

Перевозчикам и субъектам Федерации необходимо совместно разработать долгосрочную программу по обновлению парка подвижного состава и включить её в действующие комплексные планы транспортного обслуживания населения. При этом в ЦОПР полагают, что обязательным условием программы должно стать заключение между регионом и перевозчиком долгосрочного договора транспортного обслуживания населения, предусматривающего как возмещение выпадающих доходов перевозчика в полном объёме с включением в экономически обоснованный тариф лизинговых платежей на обновление подвижного состава, так и гарантированное выполнение обязательств по лизинговым платежам до конца срока контракта в случае досрочного расторжения договора на транспортное обслуживание населения.

Актуальность задачи обновления вагонов подтверждают и перевозчики. Так, в АО «ППК «Черноземье» сообщили сайту Gudok.ru, что в период 2020–2030 годов выбытие подвижного состава составит примерно 25% от парка. Это приведёт к риску того, что с 2020 года не будет технической возможности обеспечения заказанных субъектами объёмов перевозок на всём полигоне обслуживания компании.

Для решения задачи в ППК «Черноземье» разработана инвестиционная программа, предусматривающая различные механизмы приобретения нового подвижного состава на период до 2030 года, включающие в том числе и лизинговые схемы. В компании считают, что лизинг является эффективным финансовым инструментом для приобретения дорогостоящего подвижного состава, но «независимо от способа приобретения подвижного состава без государственной поддержки, а также участия регионов в данном вопросе не обойтись».

Пока лизинг был использован только компаниями с большим пассажиропотоком – Центральной ППК и «Аэроэкспрессом». В ноябре Свердловская пригородная компания также объявила конкурсную закупку по лизинговой схеме. Она намерена купить не дороже чем за 722 млн руб. (с НДС) 8 вагонов производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод». В связи с тем что поезд нужен на неэлектрифицированном маршруте Тюмень – Тобольск, компания купит не электричку, а пассажирские вагоны с сидячими местами модели 61-4458. Финансовая аренда будет рассчитана на 60 месяцев.

Гендиректор Свердловской пригородной компании Евгений Савостин отметил, что сейчас лизинг является «единственным возможным решением проблемы обновления подвижного состава». В компании «Гудку» пояснили, что затраты на инвестиции включаются в уровень тарифа с последующей компенсацией из регионального бюджета. Таким образом, при приобретении новых вагонов в лизинг на эффективность влияют низкие процентные ставки, комфортные для регионов сроки договора, а также меры государственной поддержки производителей, позволяющие снизить цену вагонов. То есть максимального эффекта можно достичь, используя оба способа господдержки.

В ноябре меры господдержки в рамках развития пригородных пассажирских перевозок обсуждались на площадках Совета Федерации и Аналитического центра при правительстве. Участники дискуссии рассматривали два механизма – уже упомянутое субсидирование части затрат лизинговой организации и субсидирование части затрат производителей подвижного состава.

Если же сравнить эти две возможные меры, то поддержка лизинга может быть более логичной, целенаправленной.
– Перевозчик играет определяющую роль в выборе подвижного состава, и поэтому его в первую очередь нужно поддерживать, – пояснил «Гудку» эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Руслан Лисневский.

При этом эффективность господдержки лизинга основана на подходе к методике расчёта экономически обоснованного уровня затрат перевозчика. Согласно проекту методики, которая разрабатывается правительством, затраты оператора включают инвестиции на обновление подвижного состава.

По мнению Руслана Лисневского, включение инвестиционной составляющей позволит пригородным компаниям обновлять парк электричек даже при нерентабельном пассажиропотоке и в условиях сложной экономической ситуации.

Тимур Бек


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31