09 августа 2020 02:14

Управляемые улучшения

Узловые рабочие группы сами руководят процессом оптимизации технологий

По планам РЖД в следующем году выполнение программы «Бережливое производство» должно перерасти в систему непрерывных улучшений производственных процессов. О том, как к этому готовятся на Куйбышевской дороге, наша беседа.
Виталий Карпович, начальник службы технической политики Куйбышевской дороги
– Виталий Анатольевич, большинство проектов бережливого производства внедряется в конце года, это осложняет работу дорожного офиса бережливого производства. Что делается для того, чтобы планы внедрения улучшений распределялись более равномерно?
– В самом начале этого года на совещании проектного офиса бережливого производства дороги мы приняли решение о завершении всех проектов улучшений до 1 октября. Это позволило исключить авралы в работе проектных офисов и рабочих групп, выровнять их загрузку и своевременно подготовить необходимый пакет документов для подтверждения эффекта по каждому проекту.
Однако резервы для оптимизации нашей деятельности в этом направлении ещё остаются.
Но помимо выравнивания годовой загрузки проектных офисов в связи с реализацией проектов появилась и другая задача: проанализировав ряд поступивших проектов бережливого производства, мы поняли, что не все авторы понимают их конечную цель. Поэтому необходимо вести разъяснительную работу среди участников Программы «Бережливое производство».

– Что предпринимается для решения этой задачи?
– Важным элементом стало формирование корпоративной культуры, базирующейся на трёх принципах: не принимай брак, не производи брак, не передавай брак. Система управления проектами включает четыре этапа: приоритизация и экспертиза проектов, контроль качества расчёта экономического эффекта и реализации улучшений.
Ход выполнения проектов также отслеживается с помощью программного обеспечения «Система проектного мониторинга». На выходе мы имеем завершённый проект с оценённым годовым экономическим эффектом, а также заявку на корректировку бюджетов и протокол заседания проектного офиса железной дороги с предложениями о поощрении членов оперативных рабочих групп.

– Какие критерии применяются при отработке механизма управления проектами?
– Прежде всего приоритизация проектов. В 2015–2016 годах 10–12% запланированных к реализации на дороге проектов не были завершены по причине некачественного планирования: включения в план проектов, не отвечающих критериям эффективности, качества и так далее. Практика показывает, что при неправильно расставленных приоритетах организации проектной деятельности может произойти демотивация участников проекта.
Чтобы минимизировать риски при достижении целевых параметров по внедрению проектов (и, как следствие, запланированного экономического эффекта), в этом году проектным офисом дороги была разработана и внедрена процедура приоритизации и экспертизы проектов.
Для отбора эффективных проектов были определены основные критерии отбора и проведена оценка их значимости. Результатом работы стала матрица приоритетности проектов. Её на первом этапе формирования плана проектов заполняет каждый региональный офис. На основании полученных значений председатель проектного офиса железной дороги – главный инженер дороги – рассматривает проекты на предстоящий период.
Основным критерием оценки важности проекта является получение технологического и экономического эффекта.
Матрица содержит «ворота качества», которые позволяют идентифицировать вид потерь, устраняемых в ходе реализации проекта. Нокаут-вопрос в первом разделе матрицы позволяет оценить, относится ли рассматриваемый проект к категории бережливого производства.
Важное значение в работе механизма управления проектами занимает их экспертиза. Она позволяет оценить качество проекта и годовой экономический эффект. В экспертизе задействованы сотрудники службы экономики и финансов, топливно-энергетического центра, службы технической политики, отдела организации и оплаты труда. К каждому заседанию проектного офиса его члены заполняют чек-листы, на основании которых можно проанализировать ход и качество мероприятий проекта.
Системный подход к экспертизе проектов обеспечивается за счёт встраивания контроля качества в процесс. Механизм встроенного качества реализован на семи точках контроля с помощью чек-листов, которые в данной ситуации выступают в качестве стандарта проведения экспертизы проекта, а также как средство для самоконтроля и защиты от ошибок.
Первая контрольная точка на стадии инициации проекта оценивается непосредственно оперативной рабочей группой.
Проектный офис региональной дирекции проводит оценку на этапах инициации, реализации и завершения проекта. Проектный офис дороги также имеет несколько контрольных точек, одна из которых – на этапе окончательного завершения проекта и подтверждения экономического эффекта. Встроенные инструменты качества позволяют сократить длительность процесса принятий решений на 40–50%.

– Какой из проектов будет представлен на сетевой конкурс?
– В июне в эксплуатационном локомотивном депо Ульяновск реализован проект «Изменение порядка обслуживания пассажирских поездов на участке Ульяновск – Кандры». Там проанализировали подвязку локомотивов пассажирского движения на этом участке, а также работу локомотивных бригад двух эксплуатационных локомотивных депо: Бугульма и Ульяновск.
До реализации проекта пассажирские поезда на участке Бугульма – Кандры обслуживали локомотивные бригады депо Бугульма. При этом непарность поездов по дням недели требовала ежедневной отправки одного тепловоза в Кандры резервом и возврат 1-го тепловоза резервом. Помимо этого для вывоза поезда № 347 из Ульяновска в Бугульму туда отправлялась бригада.
После реализации изменений это плечо обслуживается только локомотивными бригадами депо Ульяновск, что позволило исключить следование пассажирских тепловозов по участку Кандры – Бугульма резервом. Отправка локомотивных бригад из Ульяновска в Бугульму для вывоза поезда № 347 и возврат из Бугульмы пассажиром от поезда № 116 исключена.
Экономический эффект проекта сложился из экономии фонда оплаты труда локомотивных бригад, экономии дизельного топлива. Резервный пробег локомотива снижен с 7670 км в январе 2017 года до 236 км в сентябре 2017 года.
Общая сумма сэкономленных средств составила 7,8 млн руб. Проект для участия в конкурсе заявлен в номинации «Лучший экономически эффективный проект».


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31