09 августа 2020 03:18

Железнодорожная трёхходовка

Транспортные компании ставят на объём, сервис и мультимодальность

Рост грузопотока из Китая в Европу, следующего через территорию России, может быть использован транспортными компаниями для развития логистической инфраструктуры страны на западных рубежах. При этом и внутренний современный логистический рынок требует повышения качества работы транспортных компаний: более высоких скоростей доставки грузов, их обработки, перевалки.
Анклавная перевалка

Ещё несколько лет назад китайские грузы в европейском направлении отправлялись через логистические центры на территории Белоруссии или Польши. С открытием транспортно-логистического центра в Калининграде часть грузов начала перенаправляться через него. Например, 25 сентября этого года Центральная дирекция по управлению складским комплексом ОАО «РЖД» совместно с компанией «ОТЛК» через терминал Черняховский (город в Калининградской области) была организована перевалка первого проектного транзитного поезда сообщением Китай – Европа. В дальнейшем через Калининградский терминал планируется увеличивать объёмы перевозимых грузов.

По словам начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Евгения Стурова, некоторые тенденции по развитию транспортного потенциала России определены, а некоторые проекты по доставке грузов из Китая в Европу успешно реализуются именно с изменением логистических схем на российской территории.

Калининградская область была выбрана в качестве основного терминала по перевалки грузов в европейском направлении, в частности, из-за наличия железнодорожной магистрали, которая имеет некоторые преимущества: входит в состав ответвлений двух трансъевропейских транспортных коридоров. Один – Рига – Калининград – Гданьск – обеспечивает выход грузопотоков в страны Балтии, Польшу, Германию, Финляндию. Другой – Киев – Минск – Вильнюс – Калининград – соединяет центральные и восточные регионы России с портовыми терминалами Калининградской области. Магистраль работает в тесной связке с несколькими калининградскими портами, которые являются незамерзающими и имеют хорошо развитую подъездную железнодорожную инфраструктуру.

В пользу калининградского грузового хаба говорит и другая особенность местной магистрали – наличие колеи двух стандартов: 1435 мм и 1520 мм. Благодаря таким возможностям инфраструктуры груз следует через пограничные пункты пропуска Железнодорожный – Скандава и Мамоново – Бранёво в Европу и обратно непосредственно к терминалам грузополучателей по всей протяжённости российских железных дорог без промежуточной перестановки колёсных пар. «Введя в эксплуатацию Калининградский терминал, РЖД выигрывают во многом. Это дополнительная услуга по перевалке, дополнительные доходы и прибыль. Мы этот объём перевели с терминалов Польши и Белоруссии, и благодаря этому переводу компания дополнительно зарабатывает с тонны угля 160 руб., – говорит Евгений Стуров. – При этом доступ к терминальной инфраструктуре и устойчивым логистическим продуктам способствует развитию экономики и ВРП региона».


Московско-узловая логистика

Однако на фоне успехов в сфере транспортной логистики на западных рубежах России не всегда её развитие отвечает требованиям времени внутри страны. Даже в таком ключевом в транспортном плане регионе, как Московский.

Как считает президент компании «ОТЛК» Алексей Гром, Московскому региону сейчас остро не хватает мощностей по переработке поступающих в регион грузов. По его мнению, Москва – это мегаполис, где должен быть современный терминал, который смог бы обрабатывать хотя бы миллион контейнеров в год. «Именно поэтому у нас из потенциальных 10 млн контейнеров на Москву идёт по этому году только около 800 тыс. TEU в год», – говорит Алексей Гром.

Но, как считает Евгений Стуров, ситуация с грузовыми терминалами в Москве и Подмосковье со временем улучшится. Планы РЖД по развитию транспортно-логистической инфраструктуры Москвы и Подмосковья выглядят обнадёживающе. На территории Москвы будут расширяться два крупных логистических терминала – «Ховрино» и «Кунцево-2». Терминал «Москва-Товарная-Ярославская» останется как резервный. И два терминала планируется оставить в Подмосковье: ТЛЦ в Орехово-Зуево и терминал в Электроуглях. По словам Евгения Стурова, в первую очередь планируется ввести в работу терминал «Восточный» в городе Электроугли. По оценкам экспертов, стоимость проекта составит более 15 млрд руб. Соглашение о создании ТЛЦ «Восточный» между РЖД, правительством Московской области и инвестором – ООО «Облтранстерминал» – было подписано в рамках ПМЭФ-2017. Этот центр будет обслуживать столичный регион и обрабатывать грузопотоки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в рамках коридора «Новый шёлковый путь».

К 2024 году в Домодедовском городском округе запланировано строительство крупного Центрального сухого порта – проекта, реализацией которого займутся совместно российская компания Coalco Development и АО KTZExpress, входящее в «Казахстан темир жолы» (КТЖ, железные дороги Казахстана). Предполагается, что в транспортном центре площадью около 60 га будут обрабатываться контейнерные грузы, проходящие по Новому шёлковому пути (Китай – Казахстан – Россия – Европа) и Транссибирскому транспортному коридору.

Первая очередь ещё одного транспортно-логистического центра – «Белый Раст» уже начала работать и обрабатывать грузы. Всего, по информации Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал ОАО «РЖД»), в ТЛЦ «Белый Раст» в рамках первой очереди планировалось возвести контейнерный терминал мощностью 750 тыс. тонн и универсальный склад класса «А» площадью 200 тыс. кв. м. Контейнерный терминал уже введён в эксплуатацию. Строительство его осуществлялось за счёт инвестиционных средств ОАО «РЖД». В первом полугодии нынешнего года на этом терминале уже переработано 670 тыс. тонн грузов, что на 73% больше, чем за аналогичный период прошлого года.


Альтернативные колёса

Увеличение количества контейнерно-логистических центров и их мощности не решит полностью всех задач по удовлетворению потребностей отправителей и получателей груза. Железнодорожные перевозки способны серьёзно конкурировать с другими видами транспорта – автомобильным, морским. В частности, скорость железнодорожных перевозок сегодня растёт, сервис улучшается, в то время как разница в цене между рельсовым транспортом и, например, морским сокращается. Тем не менее сейчас всё чаще железнодорожные перевозчики рассматривают схемы доставки груза получателю с использованием мультимодальных схем, при которых груз доставляется в место назначения с помощью нескольких видов транспорта. Например, груз может быть доставлен в определённую точку, из которой развозится получателям автомобильным транспортом.

Схемы перевозки грузов различными видами транспорта достаточно успешно использовались ещё в период Советского Союза. Плюсы таких схем в некоторых случаях очевидны и сегодня. По мнению президента компании «ОТЛК» Алексея Грома, с одной стороны, железная дорога сегодня вполне может побороться за получение части грузов с морского транспорта, поскольку в некоторых случаях транспортировка дорогого оборудования железнодорожным контейнером может сэкономить покупателю оборудования немалые средства. С другой – кооперация с автодорожным транспортом может быть выгодна и транспортной компании, потому что позволяет ускорить доставку груза к местам получения, недоступным для железной дороги. Президент ОТЛК поделился планами, по которым компания довезёт груз до одной из логистических площадок в европейской части по железной дороге, а дальше, до получателя, осуществит доставку с использованием автротранспортного перевозчика. «В некоторых случаях с точки зрения фундаментальных знаний это может быть иррациональной перевозкой. Но иногда это разрушает определённые фундаментальные стереотипы. В логистике в том числе», – уверен он.

Константин Анохин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31