09 августа 2020 12:02

История

Дорога для Гром-камня
В 1769 году под Петербургом была построена специальная железная дорога для доставки Гром-камня, ставшего пьедесталом Медного всадника – памятника Петру I. Перевозили многотонный груз на платформе, передвигавшейся по бронзовым шарам, вложенным в металлические желоба-рельсы. Скорость движения была в среднем 60–70 м в день.

С лёгким паром
Первая паровая железная дорога в России появилась в 1834 году. Её построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

Дорога к храму
Франц Герстнер-младший, идейный вдохновитель железных дорог в России, в 1835 году разработал проект временной дороги для доставки материалов к строящемуся Исаакиевскому собору. По воспоминаниям одного из современников, пылкий чех с увлечением показывал свою узкоколейку и рассказывал о великом будущем железных дорог.

Царскосельская «железка»
В 1836 году учредители общества Царскосельской дороги обязались «иметь на паровых экипажах колокольчики или другие предвещательные знаки» для предупреждения прохожих. Затем их заменили музыкальными шарманками. Вскоре люди привыкли к движению поездов, и надобность в таких сигналах отпала. Билет для проезда по первой в России Царскосельской железной дороге, которую открыли в 1837 году, представлял собой металлический жетон многократного использования. Купленный в кассе билет предъявлялся кондуктору при посадке, а при выходе сдавался ему.
После открытия дорогу оборудовали оптическим телеграфом для передачи сообщений. Телеграфные посты находились на расстоянии 1–2 км друг от друга. Сигналы передавались днём чёрными шарами, а ночью – красными фонарями.

Первый паровоз
В 1845 году на Александровском заводе в Санкт-Петербурге построены первые паровозы для железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

Телеграфная линия
Известный российский электротехник Борис Якоби в 1846 году начал прокладку первой железнодорожной телеграфной линии между Санкт-Петербургом и Москвой.

Миклухо-Маклай, сын железнодорожника
Первым заведующим движением поездов на участке Петербург – Чудово (Петербург-Московской дороги) был инженер путей сообщения Николай Миклухо – отец известного путешественника Николая Миклухо-Маклая. В 1849 году он возглавил Вышневолоцко-Тверской участок. Здесь по его инициативе впервые в мировой практике устроили живую изгородь из елей для защиты пути от снежных заносов. Их высадили по 4 тыс. на 1 км на протяжении свыше 52 км. Позднее для защиты путей от заносов стали применять деревянные щиты. Сочетание живой изгороди и щитов обеспечивало нормальную эксплуатацию дороги в зимнее время.

Регулярное движение между столицами
1 ноября 1851 года на линии Санкт-Петербург – Москва открылось регулярное движение поездов.

Первый скорый
1 сентября 1853 года из Петербурга в Москву отправился первый скорый поезд. Он находился в пути всего 12 часов, затратив 10 часов 40 минут на езду и 1 час 20 минут на остановки. Его средняя скорость составляла 60,4 км/ч. Это был один из мировых рекордов скорости движения пассажирских поездов на магистральных линиях.

График движения
Первый график движения поездов был введён на Петербург-Московской железной дороге в 1854 году.

Указ о создании сети
16 января 1857 года был издан императорский указ о создании первой сети железных дорог. В нём отмечалось: «…железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения ещё за десять лет, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для Империи и сделались потребностью народною, желанием общим, настоятельным».

Плата за тепло
До 1863 года в пассажирских вагонах не было отопления. Только в вагонах I класса и за отдельную плату в вагонах
II класса в специальных жаровнях вагонная прислуга жгла дрова или уголь и нагревала кирпичи. Затем их клали в особые железные ящики и приносили пассажирам, которые укладывали их под ноги или под диван.

Стальная магистраль
Первые металлические рельсы для конных и паровых железных дорог во всём мире изготавливались из чугуна. С 1825 года им на смену пришли рельсы из железа длиной до 12 м, которые выдерживали больший вес паровозов и вагонов. Именно железные рельсы отечественного и импортного производства укладывали в путь на наших железных дорогах. С 1866 года вместо железных рельсов стали использовать более прочные стальные.

Можно спать
Спальные места в вагонах появились в 1871 году, когда Ковровские мастерские построили первый российский вагон, оборудованный «приспособленьями для спанья».

Первая сортировочная станция
В 1877–1879 годах в России построили станцию Петербург-Сортировочный. Оба сортировочных парка имели наклонные вытяжные пути с десятитысячным спуском, позволявшие вагонам передвигаться за счёт собственной силы тяжести. А первая сортировочная горка в России была сооружена на станции Ртищево в 1889 году.

Самый длинный мост
Мостовой переход через Волгу у Сызрани, построенный в 1876–1880 годах, имел 13 пролётов по 109,2 м и стал самым протяжённым в Европе железнодорожным мостом.

Жюль Верн похвалил русских
В 1882 году Жюль Верн опубликовал роман «Клодиус Бомбарнак», сюжетом которого стало строительство Закаспийской железной дороги. Жюль Верн писал: «Часто говорят о той необычайной быстроте, с которой американцы проложили железнодорожный путь через равнины Дальнего Запада. Но да будет известно, что русские в этом отношении им ничуть не уступают, если даже не превосходят как быстротой строительства, так и смелостью индустриальных замыслов».

Санитарные поезда
Именно русские врачи первыми предложили строить специальные санитарные поезда для эвакуации раненых. Первый в мире санитарный поезд отправился на фронт от перрона Николаевского вокзала в Петербурге 8 мая 1877 года, когда Россия вела войну с Турцией.




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31